Кожевникова Ю. Н. Сумское приходское училище и его роль в обучении клириков Кольского благочиния в первой четверти XIX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2024. - Т. 46, № 2. - С. 38–44.
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Proceedings of Petrozavodsk State University © Кожевникова Ю . Н ., 2024 Т . 46, № 2. С . 38–44 2024 Научная статья Отечественная история DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1006 EDN: TFBONT УДК 930.253(470.21) ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА КОЖЕВНИКОВА кандидат исторических наук , старший научный сотрудник Центр гуманитарных проблем Баренц региона Федераль - ного исследовательского центра « Кольский научный центр Российской академии наук » ( Апатиты , Российская Федерация ) ORCID 0000-0002-2570-8641; yukozhevnikova@gmail.com СУМСКОЕ ПРИХОДСКОЕ УЧИЛИЩЕ И ЕГО РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ КЛИРИКОВ КОЛЬСКОГО БЛАГОЧИНИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА А н н о т а ц и я . Впервые рассматривается история Сумского приходского училища , созданного в по - морском селе Сумский посад Кемского уезда Архангельской губернии во время реформы духовной школы , проводившейся при Александре I, оценивается роль этого заведения в обучении клириков из приходов Кольского благочиния . Основными источниками для исследования стали документы Национального архива Республики Карелия : указы Архангельской духовной консистории и слу - жебная переписка смотрителя Сумского приходского училища с ректором Архангельского уездного училища . Общероссийские правила по организации учебного процесса , выработанные особой ко - миссией при Синоде , были приспособлены к условиям северной провинции с низкой плотностью населения . Выясняется , что в Сумском училище начальное духовное образование получали дети клириков не только Кемского , но и Кольского уезда , так как запланированное учебное заведение в городе Кола не было открыто из - за малочисленности местных приходов . За краткий период суще - ствования (1809–1814) Сумское училище не могло эффективно решить назревшую проблему подго - товки грамотных клириков для сельских приходов Кольского благочиния , вместе с тем полученные в нем знания позволили его ученикам занять причетнические должности . Учебное заведение было закрыто из - за сокращения количества учащихся . На примере Сумского училища выявляются общие для Архангельской епархии проблемы начального духовного образования первой четверти XIX века . К л ю ч е в ы е с л о в а : Архангельская епархия , Кольское благочиние , Кольский уезд , духовное образование , приходское училище , приходское духовенство Б л а г о д а р н о с т и . Статья подготовлена при поддержке федерального бюджета по теме государственного за - дания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра № FMEZ-2024-0002 « Динами - ка социокультурного облика Кольского Севера в контекстах истории освоения арктического фронтира России ». Д л я ц и т и р о в а н и я : Кожевникова Ю . Н . Сумское приходское училище и его роль в обучении клириков Кольского благочиния в первой четверти XIX века // Ученые записки Петрозаводского государственного уни - верситета . 2024. Т . 46, № 2. С . 38–44. DOI: 10.15393/uchz.art.2024.1006 образовательной структурой . Основным ис - точником материального обеспечения ду - ховных учебных заведений по предложению авторов реформы – статс - секретаря М . М . Спе - ранского , митрополитов Амвросия ( Подобедова ) и Феофилакта ( Русанова ) – « без всякого отягоще - ния государства » стали денежные поступления от продажи восковых свечей , монополизирован - ной Русской православной церковью 1 [1]. Отечественная историография , посвящен - ная реформе духовной школы при Александре I, обширна . Значимость и актуальность проведен - ных преобразований подчеркивались досовет - скими историками 2 . Отмечались и слабые сто - роны нововведений , например отсутствие четких ВВЕДЕНИЕ В первой четверти XIX века в России была проведена масштабная реформа духовного обра - зования , направленная на устранение основных недостатков и расширение учебных программ для подготовки грамотных священников и при - четников , в которых остро нуждались городские и сельские приходы . Новая централизованная система учебных заведений состояла из четы - рех ключевых звеньев – духовные академии , семинарии , уездные и приходские училища , ко - торые одновременно были друг для друга слу - жебными инстанциями . С 1808 года при Свя - тейшем Синоде действовала особая Комиссия духовных училищ для управления созданной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz