Кожевникова Ю. Н. Кольское благочиние Архангельской епархии в первой половине XIX века: сельские приходы и клир // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2023. - Т. 45, № 5. - С. 15–22.
Кольское благочиние Архангельской епархии в первой половине XIX века: сельские приходы и клир 19 прихода, являлись ставленниками одного архие- рея – епископа Георгия (Ящуржинского), управ- лявшего Архангельской и Холмогорской епар- хией в 1830–1845 годах. За время пребывания на кафедре энергичный владыка дважды – в 1835 и 1842 годах – посещал труднодоступные прихо- ды Кольского благочиния. Он заранее требовал от Кемского духовного правления подробные сведения о «местных обстоятельствах» и вы- страивал маршрут так, чтобы посетить как мож- но большее число церквей 14 . Взыскательный епископ не только знакомился с непростыми условиями жизни клириков на Кольском Севе- ре, но и проверял их знания церковного устава во время совершения всенощного бдения и ли- тургии в приходских храмах. Таблица 2 Ш т а т н ы е с в я щ е н н и к и с е л ь с к и х п р и х о д о в К о л ь с к о г о б л а г о ч и н и я в 1 8 4 4 г о д у Table 2 F u l l - t i m e p r i e s t s o f t h e r u r a l p a r i s h e s o f t h e K o l a C o u n t y i n 1 8 4 4 Приходы Священники Возраст Образование Год воз- ведения во свя- щенство Кандалакш- ский Андрей Петрович Ануфриев 52 года Архангельская духовная семинария 1826 Варзужский Успенский Василий Дмитриевич Гурьев 36 лет Архангельское духовное уездное училище 1839 Варзужский Петропав- ловский Гавриил Васильевич Гурьев 40 лет Архангельское духовное уездное училище 1836 Керетский Евдоким Абрамович Второй 23 года Олонецкая духовная семинария 1843 Умбский Василий Иванович Дьяконов 42 года Рождественское приходское училище в Архангельске 1836 Понойский Алексий Васильевич Алексеевский 22 года Архангельская духовная семинария 1843 Источник: НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/1. В первой половине XIX века высшие ду- ховные и светские власти неоднократно пы- тались ввести строгий образовательный ценз для кандидатов, желавших принять сан пре- свитера. Они должны были обладать необходи- мыми для будущего пастырского служения по- знаниями, полученными в духовных учебных заведениях низшего и среднего уровня (уездных училищах и семинариях). Об этом, например, го- ворилось в именном указе Николая I от 17 июня 1826 года, данном Святейшему Синоду: «Изыскать средства и сделать постановление, чтоб в священники не иначе посвящались, как из людей ис- пытанных в доброй нравственности, с достаточными познаниями и предпочтительнее из семинаристов, дабы надежнее могли руководить вверенную им паству, и на- зидать ее в христианских добродетелях <…> из духов- ных училищ выпускались к занятию мест сельских священников не иначе, как по окончании полного курса учения» 15 . На практике, однако, епархиальное руковод- ство нередко сталкивалось с проблемой дефи- цита пресвитеров, имевших хорошую профессио- нальную подготовку. Об этом, например, говорят сведения, содержащиеся в клировых ведомостях Кольского благочиния за 1844 год. Проведенный анализ архивных данных показывает, что в его приходах в это время находились священники, за плечами которых была учеба только в низ- шем (Василий и Гавриил Гурьевы в Варзуге) или высшем (Василий Дьяконов в Умбе) клас- сах Архангельского уездного и Рождественского приходского училищ. Андрей Ануфриев из Кан- далакши вовсе обучался у своего родственника, служившего в кемском Успенском соборе иерея, когда в начале XIX века проживал у того «на пропитании». В 1804 году отца Андрея посвя- тили во дьячка в Керетский приход и, наконец, в 1826 году рукоположили во священника к кан- далакшской церкви Иоанна Предтечи. Как уже отмечалось, только два молодых пресвитера, Ев- доким Второй 16 и благочинный Алексий Алек- сеевский, были выпускниками Архангельской и Олонецкой духовных семинарий. Церковные служители Кольского благочиния обучались в Архангельском уездном духовном училище, причем трое из них по разным при- чинам не смогли его окончить и были отчисле- ны уже из низшего класса (пономари Кондрат Второй из Керети, Александр Гурьев из Варзуги и Устин Плотников из Кандалакши). В отличие от них керетский дьячок Михаил Ануфриев, 22-летний сын священника Никиты Семеновича Ануфриева, завершил свое образование в сред- нем отделении Олонецкой духовной семинарии, но в последующие годы, как и другие церковно- служители, упомянутые в клировых ведомостях за 1844 год, оставался на причетнической долж- ности 17 . ВЫВОДЫ В первой половине XIX века террито- рия Кольского благочиния Архангельской епархии включала значительные простран- ства Русской Лапландии и севера Беломорской Карелии, заселенные поморами, карелами и саа- мами. Количество входивших в его состав при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz