Кожевникова Ю. Н. Кольское благочиние Архангельской епархии в первой половине XIX века: сельские приходы и клир // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2023. - Т. 45, № 5. - С. 15–22.
Ю. Н. Кожевникова 18 696 чел.; Понойском – 30 дворов, 664 чел. (из них 466 «лапландцев»), Умбском – 88 дворов, 657 чел. Согласно «Уставу духовных консисторий», от числа прихожан зависели штаты для причтов: «При церквах, при которых штат причта не опреде- лен особым постановлением, приемлется за основание штат, существующий от прежних времен, означенный в клировых ведомостях, с наблюдением, чтобы при сель- ских церквах, при которых в приходе числится менее 800 душ мужеска пола, было не более одного священни- ка, а при церквах, где не более 400 душ, причт состоял из священника и двух причетников» 8 . Таким образом, для сельских приходов Коль- ского благочиния полагались причты из трех клириков – пресвитера, дьячка и пономаря. Эти новые правила не повлияли на число священ- нослужителей в округе: согласно синодально- му указу от 8 октября 1778 года два священника в штате предусматривались для многолюдных общин с 250–300 дворами 9 . Состав Кольского благочиния не менялся с момента его образования вплоть до второй по- ловины 1840-х годов, когда в сложившейся при- ходской системе произошли важные изменения: по инициативе епархиального руководства, осоз- нававшего необходимость увеличить число церк- вей и причтов в крае, на Терском берегу откры- лись два новых прихода: Ковдский в 1845 году и Тетринский в 1847 году 10 . В Ковде – наиболее крупном поселении Кандалакшского прихода – стоял старинный «теплый» храм святителя Ни- колая Чудотворца с колокольней, построенный в 1705 году. Эта приписная церковь находилась в 60 верстах от Кандалакши, поэтому богослу- жение в ней до появления собственного причта совершалось «входящими» пресвитерами нере- гулярно: в престольные праздники – 6 декабря и 9 мая по старому стилю – и «в разное время, когда приходский священник приезжает» 11 . Жи- тели Тетрино до образования самостоятельно- го прихода были прихожанами удаленных вар- зужских храмов. В их селении издавна стояла небольшая часовня Святой Троицы, которую изредка посещали клирики из Варзуги. Учреж- денный тетринский причт стал окормлять жи- телей небольших поморских деревень Чаваньга, Чапома, Стрельна и Пялица. Среди духовенства Архангельской епархии сельские приходы Кольского уезда, удаленные от ее центра на тысячу верст и разбросанные на огромном пространстве Русской Лапландии, считались особенно бедными 12 . Кроме того, жив- шие в Коле, Кандалакше и Поное священники должны были окормлять саамов, чьи сезонные поселения относились к их приходским церквам. В обязанности этих клириков входили длитель- ные и опасные поездки по лопарским погостам, во время которых они исправляли мирские требы для «лапландцев». СЕЛЬСКИЙ КЛИР: ЧИСЛЕННОСТЬ, ВОЗРАСТ, ОБРАЗОВАНИЕ По новому штатному расписанию, действо- вавшему в Архангельской епархии с 1843 года, для шести сельских приходов Кольского бла- гочиния были определены шесть вакансий свя- щенников и двенадцать – причетников (поровну дьячков и пономарей). Другими словами, чис- ленный состав клириков оставался прежним. Как видно из сохранившихся клировых ведомо- стей, в 1844 году все священнические места были заняты (см. табл. 2), тогда как в некоторых при- чтах отсутствовали дьячки (в двух варзужских приходах) и пономари (в Варзужском Успенском, Умбском и Понойском приходах). Таким образом, сельский клир огромного по территории Коль- ского благочиния состоял из шести пресвитеров, четырех дьячков и трех пономарей 13 . Помимо этого, при Успенской церкви в Варзуге «на про- питании» своего сына Василия Гурьева находил- ся пожилой заштатный иерей Димитрий Кирил- лович Гурьев, всю жизнь прослуживший в этом храме (в 1796–1839 годах). Сведения о нем также должны были заноситься в клировые ведомости. Старшее поколение штатных пресвитеров Кольского благочиния представлял Андрей Петрович Ануфриев из кандалакшской церкви во имя Иоанна Предтечи, родившийся в 1792 году в семье священника Керетского прихода Петра Семеновича Ануфриева. Все остальные сельские иереи появились на свет уже в первой четверти XIX века. Самым молодым из них был упоми- навшийся ранее Алексий Алексеевский, по воле архиерея ставший благочинным сразу после сво- его рукоположения во священство. Каноническое правило о возрасте кандидатов во священнический сан (старше 30 лет) неукос- нительно соблюдалось для пресвитеров Коль- ского благочиния при их хиротонии. По закону исключение составляли выпускники духовных семинарий: они возводились во священство сразу после завершения полного курса обучения. Сре- ди местных сельских иереев аттестаты 2-го раз- ряда о семинарском образовании имели Евдоким Второй из Керетского прихода и благочинный Алексий Алексеевский из Понойского прихода, поэтому они приняли сан в 21-летнем возрасте. Клировые ведомости свидетельствуют о том, что все пресвитеры Кольского благочиния, кроме Андрея Ануфриева из Кандалакшского
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz