Кожевникова Ю. Н. Кольское благочиние Архангельской епархии в первой половине XIX века: сельские приходы и клир // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2023. - Т. 45, № 5. - С. 15–22.
Кольское благочиние Архангельской епархии в первой половине XIX века: сельские приходы и клир 17 тери в селении Кашкаранцы, поставленная мона- хами Соловецкого монастыря над погребением погибшего инока Астерия. В 1866–1868 годах к ней пристроили алтарную часть, а в 1890 году при церкви в Кашкаранцах образовался самосто- ятельный приход со своим причтом 7 . Таблица 1 П р и х о д ы и ц е р к в и К о л ь с к о г о б л а г о ч и н и я в п е р в о й п о л о в и н е X I X в е к а Table 1 P a r i s h e s a n d c h u r c h e s o f t h e K o l a C o u n t y i n t h e f i r s t h a l f o f t h e X I X c e n t u r y Приход Местонахождение церкви Посвящение церкви Кольский уездный город Кола Воскресения Христова (1684) Благовещения Богородицы (1804) «за рекою Колою» Пресвятой Троицы (1757) на реке Печенга Сретения Господня (1708) на реке Паз святых страстотерп- цев Бориса и Глеба (1565) Варзужский Успенский село Варзуга Успения Божией Матери (1673/74) святителя Афанасия Александрийского (1596/97) преподобных Зосимы и Савватия Соловецких («неиз- вестно когда») Варзужский Петропавловский село Варзуга святителя Николая Чудотворца (1705) апостолов Петра и Павла (1757) село Кузомень Великомученика Димитрия Солунского (1844) Кандалакшский село Кандалакша Иоанна Предтечи (1786–1801) «за рекою Нивою» Рождества Пресвятой Богородицы (1802) село Ковда святителя Николая Чудотворца (1705) Керетский село Кереть Великомученика Георгия (1773) Понойский село Поной Апостолов Петра и Павла (1802) Умбский село Умба Воскресения Христова (1778) село Порья губа Святителя Николая Чудотворца (1794) Источник: НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/1, 1/5. В клировых ведомостях за 1844 год отраже- ны размеры церковных общин: в Кандалакшском приходе насчитывалось 215 дворов, 1545 чел. (из них 194 «лапландца»); Варзужском Успенском – 158 дворов, 1195 чел.; Керетском – 96 дворов, 1111 чел.; Варзужском Петропавловском – 105 дворов, Поной. Через три года его переместили в Вар- зужский Успенский приход 2 . Вместе с переводом на другое место служения Алексий Алексеев- ский лишился места благочинного: в сентябре 1846 году его занял Павел Ивановский, первый священник недавно образованного Ковдского прихода 3 . Как следует из записи в журнале заседания членов Кемского духовного правления прото- иерея Александра Тошакова и священника Ми- хаила Никитина – оба входили в состав причта Успенского собора города Кемь – за 13 августа 1846 года, решение о назначении новым благо- чинным Павла Ивановского принималось в це- лях лучшего управления окружными церквами и духовенством: «…в Кольской округе удоб- нее быть благочинию при Ковдской, нежели при Варзугской церкви, по центральности первой и по прочим физическим отношениям» 4 . Правя- щий епископ прислушался к рекомендации, по- ступившей от кемского соборного духовенства, и подписал указ об определении на ответствен- ную должность ковдского иерея. По сведениям, представленным кольским бла- гочинным Алексием Алексеевским в Кемское духовное правление в 1844 году, вверенный ему округ объединял семь крупных по площа- ди приходов с центрами в уездном городе Кола, поморских селах Варзуга, Поной и Умба (Коль- ский уезд), Кандалакша и Кереть (Кемский уезд). В его благочинии, территория которого охватывала Русскую Лапландию и северную часть Беломорской Карелии, насчитывалось 18 самостоятельных и приписанных церквей, что соответствовало требованиям «Устава духов- ных консисторий» (см. табл. 1) 5 . Существовавшие в округе приходы имели длительную историю, уходившую корнями в Средневековье и связан- ную с активной миссионерской и просветитель- ской деятельностью Соловецкого, Троицкого Печенгского и Пречистенского Кандалакшско- го монастырей. Самым древним в благочинии считался маленький клетский храм во имя свя- тых страстотерпцев Бориса и Глеба, по преданию построенный преподобным Трифоном Печенг- ским на реке Паз в 1565 году [15]. Другая воз- веденная в XVI веке деревянная церковь, «кры- ша на два ската», во имя святителя Афанасия Александрийского стояла в селе Варзуга на Тер- ском берегу Белого моря. В каждом приходе Кольского благочиния так- же были часовни, часть из которых во второй по- ловине XIX века была преобразована в церкви 6 . Например, к варзужскому Успенскому храму от- носилась часовня Тихвинской иконы Божией Ма-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz