Кожевникова Ю. Н. Кольское благочиние Архангельской епархии в первой половине XIX века: сельские приходы и клир // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2023. - Т. 45, № 5. - С. 15–22.

Ю. Н. Кожевникова 16 в разных епархиях Русской православной церк- ви, предусматривало слияние мелких приходов в более крупные, что в целом приводило к со- кращению причтов и ослаблению пастырской деятельности духовенства. Важность происходивших в первой половине XIX века событий подчеркивается актуально- стью их изучения отечественной историогра- фией. Современные исследователи использу- ют разные по характеру источники по истории приходов и белого духовенства, рассматрива- ют на региональном уровне проблемы форми- рования и материального содержания причтов, взаимоотношений клириков и прихожан, выяв- ляют особенности положения отдельных групп духовенства, оценивают степень влияния про- водившихся государством преобразований на жизнь местных причтов, определяют ее осо- бенности с учетом локальных традиций и т. д. [1], [2], [7], [10], [14]. В то же время научная литература, посвященная сельским приходам и духовенству Кольского Севера в первой по- ловине XIX века, незначительна 1 . В статье, по- священной биографии протоиерея Иоанна Дья- конова (1774–1838), оценивается его участие в «поновлении» старинных церквей Кольско- го уезда и сообщаются любопытные сведения о трудностях, с которыми сталкивался старший священник на должности благочинного [3]. С. А. Никонов и Д. А. Ермолаев вместе с опи- сями имущества Воскресенского собора города Колы 1803–1854 годов опубликовали краткий очерк по истории этого храма и приписанных к нему церквей [8: 20–29]. В обобщающей работе П. В. Федорова о священниках Русской Лаплан- дии в XIX – начале XX века выявляются специ- фические условия их пастырской деятельности и делаются неоднозначные выводы об отсутствии здесь многопоколенных священнических родов и местной «текучести церковных кадров» [11]. Необходимо рассмотреть не изучавшиеся ра- нее вопросы о составе Кольского благочиния Архангельской епархии в первой половине XIX века, выяснить численность его приходов и кли- риков, определить особенности местной при- ходской структуры, при этом уделить особое внимание сельским пресвитерам, окормлявшим население Терского берега Белого моря и север- ной части Беломорской Карелии. Клирики уезд- ного центра Кола и особенности их пастырского служения будут рассмотрены отдельно в следу- ющих исследованиях. В статье в научный оборот вводятся новые документы из Национального архива Республики Карелия (НА РК), среди которых наиболее зна- чимыми представляются указы Архангельской духовной консистории, отложившиеся в фонде Кемского духовного правления (Ф. 165), клиро- вые ведомости за 1844 год со сведениями о сель- ских церквах, причтах и прихожанах округа из фонда Третьего Кемского благочиния (Ф. 663), а также журналы заседаний присутствия Кемско- го духовного правления (Ф. 165). Данная статья продолжает цикл работ, посвященных изучению церковно-приходской жизни на Кольском Севере в XIX веке [4], [5], [6]. КОЛЬСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ И ЕГО ПРИХОДЫ В первой половине XIX века православные церкви и духовенство Кольского Севера находи- лись в ведомстве Архангельской духовной конси- стории, созданной в 1744 году, и непосредственно подчинялись Кемскому духовному правлению, открытому в 1785 году в городе Кемь одновре- менно с образованием Кемского уезда Архангель- ской губернии. Для более эффективного управле- ния местными приходами и усиления контроля за ними в последней трети XVIII века в регионе вводится институт благочинных. Старший свя- щенник, возглавлявший Кольское благочиние, выбирался правящим архиереем из числа наибо- лее достойных, на его взгляд, пресвитеров. В его обязанности входило не менее двух раз в год по- сещать все храмы своего округа, проверять их состояние и документацию, доводить до сведе- ния приходских клириков поступавшие из Кеми и Архангельска указания духовных властей и за- тем отчитываться о результатах инспекторских поездок перед правлением и епископом [6]. В первой половине XIX века Кольское бла- гочиние возглавляли настоятели разных при- ходов (Кандалакшского, Кольского, Керетского и др.). В 1807–1813 годах должность благочин- ного по воле архиерея исполнял настоятель Пре- чистенского Кандалакшского прихода Димитрий Плотников [6], после его смерти – протоиерей Иоанн Иоаннович Дьяконов из кольского Вос- кресенского собора [3]. Непродолжительное вре- мя, в 1833–1838 годах, церквами округа заведо- вали сразу два благочинных – Иоанн Дьяконов и Иоанн Григорьевич Плотников из Керети. По- сле смерти кольского протоиерея, в 1838–1843 го- дах дела благочиния вел один Иоанн Плотников, продолжавший служить в керетской церкви вели- комученика Георгия. Затем благочинным был по- ставлен молодой пресвитер Алексий Васильевич Алексеевский (1822–1871), недавно окончивший Архангельскую духовную семинарию и рукопо- ложенный епископом Георгием (Ящуржинским) во священника к Петропавловской церкви в селе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz