Кожевникова Ю. Н. Церковное проповедничество в приходах Кольского благочиния в конце XVIII – начале XIX века // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. - 2024.- Т. 3, № 2. - С. 55–61.
Труды Кольского научного центра РАН. Серия: Естественные и гуманитарные науки. 2023. Т. 3, № 2. С. 55–61. Transactions of the Kola Science Centre of RAS. Series: Natural Sciences and Humanities. 2023. Vol. 3, No. 2. P. 55–61. © Кожевникова Ю. Н., 2024 57 Приходы и причты Кольского благочиния в конце XVIII — начале XIX века Кольское благочиние охватывало обширные территории Кольского полуострова и северной части Беломорской Карелии, населенные поморами, саамами и карелами. В его состав в конце XVIII — начале XIX века входили семь приходов (16 самостоятельных и приписанных церквей) с центрами в городе Коле и поморских селах Кандалакша, Варзуга, Кереть, Умба и Поной [9]. Причты всех сельских храмов имели по одному священнику, а единственного городского прихода в уездном центре — двух иереев 7 . Кроме того, при кольском Воскресенском соборе существовала вакансия диакона, которая долгое время оставалась «праздной» из-за отсутствия для него «довольного пропитания» 8 . Острый вопрос материального обеспечения соборных клириков не раз обсуждался в Кемском духовном правлении. В 1810 году они жаловались на скудный достаток: не имели земельных участков, ежегодно получая от прихожан незначительную ругу 25 рублей 9 и «от десяти погостов по оленьей коже да рыбы 20 пудов»; их доход от свечной продажи составлял всего 80 рублей 10 . Благочиннический округ с 1797 по 1807 год возглавлял пресвитер Василий Ивановский, видная фигура в церковно-приходской жизни края того времени. Он не принадлежал к старинным династиям духовенства Кольского Севера. Священник родился в Паниловском приходе Холмогорского уезда в семье дьячка Петра Ивановского в 1773 году. По данным пятой ревизии 1794 года, был штатным дьячком при каменной церкви Преображения Господня в Соломбале (ныне исторический район Архангельска). В августе 1795 года молодого Василия рукоположили во священника к Воскресенскому собору в Коле, где до этого четыре года отсутствовал второй иерей 11 . Здесь он служил в 1795–1812 годах, сан протоиерея получил в 1800 году. В 1807 году отец Василий, уволенный с должности благочинного за ряд проступков, попытался перевестись в родной Паниловский приход, но безуспешно: предлагал местному священнику Афанасию Клерикову уступить свое место и «быть до конца жизни с женою на его протопопа коште», о чем сохранились сведения в документах Кемского духовного правления 12 . Наконец, в 1812 году Василий Ивановский был направлен по собственному желанию из Кольского собора в церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Яренгского прихода Архангельского уезда 13 . Состояние проповедничества в приходах Кольского благочиния Архангельский епископ Аполлос (Байбаков) — автор трудов по гомилетике и богословию— в начале февраля 1799 года обратился к епархиальному приходскому духовенству с наставлением о важности и необходимости «говорить проповеди» во время богослужений 14 . Архиерей строго напомнил о христианской обязанности «во всей епархии учившимся в школах говорить в градских соборах по очереди всякому» 15 . Для многолюдных приходов с двумя священниками он рекомендовал «готовить на всякой праздник по две (проповеди. — Ю. К. ), дабы в случае болезни одного, мог сказать другой» 16 . Архангельская духовная консистория запросила с мест сведения о числе проповедников, выступавших перед паствой с катехизическими поучениями. Кольский благочинный протоиерей Василий Ивановский, получив консисторский указ, сообщил в Кемское духовное правление об отсутствии в его округе «ученых попов», которые могли бы произносить проповеди собственного сочинения в приходских церквах: «В вверенном мне благочинии в приходах ни в котором по сие число не имеется» 17 . Другими словами, все пресвитеры, служившие в то время на Кольском Севере, получили домашнее образование или в лучшем случае обучались только в низшем отделении Архангельской духовной семинарии. При таких обстоятельствах проповедническая работа местного духовенства могла выражаться в чтении готовых текстов из приобретенных в Архангельске сборников. Типовые катехизические поучения, согласно синодальным указам, также могли произносить и приходские диаконы, однако в клире Кольского благочиния они отсутствовали в конце XVIII — начале XIX века. Для сравнения добавлю, что в соседнем Кемском благочинии только один священник (Иосиф Нечаев), получивший полное образование в Архангельской духовной семинарии 18 и служивший в Успенском соборе города Кеми, «обязался сказать» три проповеди в праздники Воскресения Христова и Успения Божией Матери, а также в день памяти апостолов Петра и Павла 19 . Кемский священник позднее отчитывался: «Первая проповедь сказана и в духовное правление для пересылки епископу отправлена, а вторая — нет <…>. Оная за тем не сочинена и не сказывана, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz