Кожевникова Ю. Н. Распространение книг Нового Завета в Русской Лапландии в 1813–1814 годах // Религиоведение. - 2024. - № 3. - С. 32–38.

37 14. Лемешевский, М. Русские православные иерархи: 992–1892 / М. Лемешевский. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. – Т. 2. – 606 с. 15. Миролюбов, М. Христианство в пределах Архангельской епархии / М. Миролюбов. – М.: Издательство Императорского Общества истории и древностей Российских, 1878. – 86 с. 16. Национальный архив Республики Карелия. Ф. 165. Оп. 1. Д. 4/93, 5/97, 15/361; Оп. 2. Д. 4/33, 5/100; Ф. 166. Оп. 2. Д. 5/15. 17. Никонов, С.А. О начале христианизации саамов Кольского полуострова во второй четверти XVI века / С.А. Никонов // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2019. – № 3 (77). – С. 60–69. 18. Окладников, Н.А. Тернистый путь к православию. Из истории обращения в христианство ненцев архангельских тундр / Н.А. Окладников, Н.Н. Митрофанов. – Архангельск: «Правда Севера», 2008. – 477 с. 19. Описи церковного имущества Кольского Печенгского монастыря и Воскресенского собо - ра города Колы XVIII – середины XIX веков. –Мурманск, 2013. – 430 с. 20. Основы финно-угорского языкознания. Прибалтийско-финские, саамский и мордовские языки. – М.: Наука, 1975. – 348 с. 21. Пыпин, А.Н. Исследования и статьи по эпохе Александра I /А.Н. Пыпин. – Пг.: Издатель - ство «Огни», 1916. – Т. 1. – 486 с. 22. Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 51. Д. 175. 23. Чистович И.А. История перевода Библии на русский язык / И.А. Чистович. – СПб.: Типо - графия Департамента уделов, 1873. – Ч. 1. – 351 с. 24. Шестаков, П.Д. Просветители лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Пе - ченгский / П.Д. Шестаков // Журнал Министерства народного просвещения. – 1868. – Т. 139. – С. 242–296. Текст поступил в редакцию 08.04.2024. Принят к печати 08.05.2024. Опубликован 26.09.2024. Религии России / Religions of Russia 1 Крещение части кольских саамов предположительно произошло во время миссионерской поездки новгородского иеромонаха Илии во второй четверти XVI века [Никонов, 2019]. 2 Н.М. Карамзин считает преподобного Феодорита Кольского создателем письменности для саамов [Карамзин, 1821, 270]. 3 Пазрецкий приход, открытый в 1894 году, включал два лопарских погоста, Пазрецкий и Нявдем - ский. 4 Ранее, в 1770 году Святейший Синод указывал Архангельской духовной консистории о необходи - мости определять в приходы с саамским населением священников, знавших лопарский язык, для более эффективной проповеди среди «лапландцев» [РГИА. Ф. 796. Оп. 51. Д. 175]. 5 Задуманный епископом Парфением труд был опубликован после его смерти. См.: Симфония на Пятокнижие Моисея. М., 1823. 6 Два сына лопаря Луки Китова из Нотозерского погоста должны были обучаться на казённый счёт в Архангельском духовном училище и семинарии [Ермолаева, 2010, 62]. References 1. Arhangel’skie eparhial’nye vedomosti [Archangel Diocesan Gazette]. Petrozavodsk, 1889, no 7, pp. 126–139 (In Russian). 2. Bakula V.B. Rodnye jazyki v uslovijah dvujazychija [Native languages in the context of bilingualism]. Syktyvkar: Komi Republican Academy of Public Administration and Management, 2019, pp. 26–31 (in Russian). 3. Bakula V. B. Literatura kol’skih saamov [Literature of the Kola Sami]. Murmansk: Murmansk Arctic State University, 2022, 230 p. (In Russian). 4. Bardileva Ju.P. Osvoenie Kol’skogo Severa: jevoljucija processa. II-ja polovina XIX – nachalo XXI vv. [The development of the Kola North: the evolution of the process. The second half of the 19th – the begin - ning of the 21st centuries]. Murmansk, 2015, pp. 11–14 (in Russian). 5. Biblioteka literatury Drevnej Rusi [Library of Literature of Ancient Russia]. St. Petersburg: “Nauka” Publ., 2011, vol. 11, 683 p. (In Russian). 6. Chistovich I.A. Istorija perevoda Biblii na russkij jazyk [The history of the Bible translation into Rus- sian]. St. Petersburg: Publ. by The Department of Estates, 1873, vol. 1, 351 p. (In Russian). 7. Ermolaeva A.S. XIX Ezhegodnaja bogoslovskaja konferencija Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gu - manitarnogo universiteta [XIX Annual Theological Conference of the Orthodox St. Tikhon’s University for the Humanities]. Мoscow, 2009, vol. 2, pp. 13–14 (In Russian).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz