Кожевникова Ю. Н. Благочинный на Кольском Севера в начале XIX века (по документам Кемского духовного правления Национального архива Республики Карелия) // Известия Коми НЦ УрО РАН. - 2023. - № 1 (59). - С. 67–73.
Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук № 1 (59), 2023 Серия «История и филология» www.izvestia.komisc.ru 69 нослужителей, ведя всему верный журнал, во время же сего объезда давать им благочинным от церкви до церкви подводы». Состав Кольского округа и его благочинный. В начале XIX в. в состав Кольского благочиния Архангельской епар- хии входили семь приходов (18 самостоятельных и припи- санных церквей) с центрами в г. Коле, селах Кандалакша, Варзуга, Кереть, Умба и Поной 2 . Они были разбросаны на большом пространстве Кольского полуострова и севера Карелии. При этом Воскресенский Кольский, Кандалакш- ский и Понойский приходы включали сезонные поселения саамов. В 1807–1813 гг. должность благочинного по выбору епи- скопа исполнял настоятель Пречистенского Кандалакш- ского прихода священник Димитрий Плотников. В местной церкви он начал служить в 45-летнем возрасте после смер- ти предыдущего священника Григория Плотникова в 1793 г. [14, л. 83 об.; 15, л. 1] 3 . Его предшественником на должности благочинного был протоиерей Кольского Воскресенского собора Василий Ивановский, уволенный за предосуди- тельные поступки [17, л. 48 об.] 4 . Иерей Димитрий Плотни- ков возглавлял Кольское благочиние краткий срок, потому что 2 июля 1813 г. умер «по болезни» [18, л. 13; 19, л. 3 об.]. В Кандалакше, где служил благочинный, стояли две церкви Рождества Богородицы (построена в 1802 г.) и Иоанна Предтечи (возведена в 1786 г.). Также к прихо- ду относился приписанный Никольский храм в Ковде (в 1596/97 г.). Известно, что в 1800 г. Димитрий Плотников окормлял прихожан в Кандалакше, Ковде, Княжей губе, а также Нявозерском (Нямозерском) присутствии, Екостров- ском, Бабинском, Пявозерском и Орьезерском «лопарских» погостах. Всего в приходской общине числилось 1108 чел. (541 мужчина и 567 женщин) [20, л. 1–13]. Уровень доходов кандалакшского священника был не- высок. В начале XIX в. казенное жалованье для причтов государством еще не предусматривалось. От прихожан по- лагалась незначительная денежная руга, а также неболь- шие суммы «из рыбных промыслов» (до 5 руб. серебром в год). Приходское духовенство вынуждено искало допол- нительные источники доходов. Так, Димитрий Плотников разрешал местным крестьянам хранить 500 пудов ржи «под церковью» Рождества Богородицы (за это они должны были платить по 5 коп. с 1 пуда, но в действительности отдавали значительно меньше – по 5 руб. в год) [21, л. 53–54]. 2 Кольский приход – Воскресенский собор и приписанные к нему церкви: Благовещенская, Сретенская, Троицкая бывшего Печенгского монастыря, Борисоглебская при р. Пазреке; Кандалакшский приход – церкви Иоанна Предтечи, Рождества Богородицы и приписанная Никольская в Ковде, Варзужские – церкви Успения Божией Матери, святителя Афанасия Алек- сандрийского и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких; святителя Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла, приписанная церковь Димитрия Солунского в Кузомени; Керетский приход – церковь святителя Николая; Умбский приход – Воскресения Христова, приписанная церковь Никольская в Порьегубском; Понойский приход – церковь апостолов Пе- тра и Павла [13]. 3 Димитрий Плотников был переведен в Кандалакшу по собственному же- ланию из Умбы [16, л. 132]. 4 Василий Ивановский приехал в Колу в 1795 г. из Соломбалы, где был дьячком в Преображенской церкви. Он поступил на место кольского свя- щенника Андрея Федоровского, умершего в 1791 г. [16, л. 213]. Обязанности кольского благочинного . Как следует из выявленных документов, кольский благочинный в течение года вел обширную переписку с Кемским духовным правле- нием и причтами по текущим вопросам. В г. Кемь отправля- лись многочисленные рапорты о получении и надлежащем исполнении указов Архангельской духовной консистории. Обмен информацией между благочинным, приходами, прав- лением и консисторией крайне затруднялся нерегулярным транспортным сообщением по «малому почтовому тракту» Архангельск – Кола через Онегу и Кемь. Корреспонденция из Архангельска в Колу доставлялась зимой за три-четыре недели, а весной и осенью – за два месяца [22, с. 152]. При- чем в распутицу прекращалась «самая езда на простран- стве из Кеми в Колу на три или четыре недели», и почта не доставлялась [23, с. 285]. По этой причине после получения долгожданной корреспонденции кольский благочинный в один день мог написать десятки рапортов о получении ука- зов по самым разным поводам. Епархиальные власти реко- мендовали ему присылать отчетные бумаги «чрез городские почтовые экспедиции» [24, л. 32], а тот умолял из-за отсут- ствия «попутных оказий» освободить его от обременитель- ных так называемых третных ведомостей и просил оставить только полугодовые рапорты о состоянии приходов своего округа [25, л. 34 об. – 35]. Одной из основных обязанностей любого благочинно- го было посещение всех подведомственных ему приходов. Димитрий Плотников не мог воспользоваться, как пред- писывалось синодальным указом, обывательскими под- водами из-за их отсутствия. По свидетельству местного учителя Василия Петровича Верещагина, лошадей даже «в городе Коле почти вовсе нет, разве только у богатых, которые держат их только для своего удовольствия, а не для нужды; ибо эти животные не могут быть полезны для езды по глубоким снегам. В Коле, кажется, нет ни одной телеги, не только что дрожек или подобных им экипажей» [22, с. 129]. Зимой кольский благочинный ездил по тундре на домашних оленях (два оленя заменяли одну лошадь), а летом пробирался пешком по почтовым тропам и плыл на карбасах вдоль побережья Баренцева моря. Малая почтовая дорога, начинавшаяся в Керети, прохо- дила в Колу через Кандалакшу [23] 5 . Как писал В.П. Вереща- гин, летом «для перевоза почты и проезжих употребляются лопари, которые находятся на 7-ми станциях. Они на себе должны переносить почту в тех местах, где случатся пере- шейки между многочисленными озерками, лежащими по ли- нии дороги» [22, с. 152–153]. Предупреждением для путников звучали слова учителя: «Если б кто вздумал предпринять путешествие по Лапландии летом и отправился бы в путь 5 В Кольском уезде в середине XIX в. насчитывалось 13 почтовых станций [23, с. 285–286]. «Обыкновенно они отдаются с торгов тому, кто за мень- шую цену согласится держать их. На торги по большей части являются только русские, которые потом уже в свою очередь часто передают их с большим барышом лопарям <...>. При каждой станции находится изба с печью, где путник может укрыться от непогоды, согреться и переночевать. Проезжий тут, как и везде, уплачивает прогоны по числу верст и почтовых лошадей, между тем как на самом деле каждая лошадь заменяется двумя “ямщиками”-лопарями. Они провожают путника от станции до станции, несут его багаж и везут его на лодках по рекам и озерам <...>. Но в летнее время немногие ездят или, лучше сказать, проходят по этому пути. Изред- ка только отправится по делам службы кто-нибудь из местного началь- ства или же путешественник-любитель» [26, с. 20].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz