Кожевникова Ю. Н. Благочинный на Кольском Севера в начале XIX века (по документам Кемского духовного правления Национального архива Республики Карелия) // Известия Коми НЦ УрО РАН. - 2023. - № 1 (59). - С. 67–73.
Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук № 1 (59), 2023 Серия «История и филология» www.izvestia.komisc.ru 68 ностей благочинных к началу ХХ в., а также неизбежное увеличение объема делопроизводства, связанного с их выполнением [2; 3]. Благочинные определяются как «ста- тусные фигуры», обладавшие реальной властью в епархи- альной жизни в пореформенный период [4], выясняются региональные особенности института [5], рассматривает- ся попытка светских властей ввести принцип выборности благочинных в первой половине ХIХ в. [6]. Институт благочинных на Кольском Севере до сих пор не привлекал отдельного внимания отечественных исто- риков и не становился объектом исследования. Не изуче- ны вопросы об устройстве и материальном обеспечении благочиннической службы в приходах Кольского уезда, не определена специфика ее существования с учетом осо- бенностей национального и социального составов мест- ного населения; не хватает личной информации о свя- щенниках, управлявших Кольским благочинием в первой половине XIX столетия 1 . В статье рассматриваются права и обязанности кольского благочинного в начале XIX в., вы- ясняются особенности его положения, впервые в научный оборот вводятся персональные данные о священниках, возглавлявших благочиннический округ в этот период. Источниками для проведенного исследования ста- ли документы, сохранившиеся в составе фонда Кемского духовного правления в Национальном архиве Республи- ки Карелия (далее – НА РК). Они представлены обширной перепиской кольского благочинного с Кемским духовным правлением, которому в тот период подчинялись приходы Кольского уезда, и различными указами Архангельской ду- ховой консистории. Статья продолжает цикл работ, посвя- щенных изучению церковно-приходской жизни на Коль- ском Севере [8; 9]. «Инструкция благочинным» . В начале XIX в. продолжала действовать «инструкция благочинным иереям или протои- ереям», составленная в 1775 г. московским архиепископом Платоном (Левшиным) и объявленная Святейшим Синодом обязательной для всех российских епархий [10, с. 275; 11]. Благочинные выбирались по усмотрению правящего архи- ерея из наиболее достойных священников каждого округа: «благочинного никто ни определить, ни сменить, ни оштра- фовать ничем не может без архиерейского определения». Согласно инструкции, «по крайней мере» два раза в год благочинные должны были объезжать вверенные им при- ходы и отчитываться перед епископом. Во время своего отсутствия по служебным делам они замещались одним из подчиненных священников, причем «без всякого доходу своего вычета». Также предусматривалась возможность благочинному иметь помощника «для повесток и разных рассылок» из «действительных или не определенных» церковников. В начале XIX в. благочинные не только выявляли недо- статки в церковной жизни, но и могли наказывать прови- нившихся клириков (накладывать епитимью или штрафо- вать). Они были обязаны следить за порядком в церквах, а именно за состоянием антиминсов, напрестольной 1 Краткие биографические сведения о некоторых священниках, бывших бла- гочинными, представлены в «Православном словаре Кольского Севера» [7]. одежды, ризницы и церковной утвари, проверять нали- чие необходимых богослужебных книг (включая «табель торжественных молебнов»). Кроме того, проверяли при- ходские кладбища (должны содержаться «в надлежащей чистоте», а могилы «копаны не мелко, но сколь возможно глубже»). Благочинным следовало «прихожан увещевать» причащаться «по крайней мере единожды» в год, а также убеждать их в необходимости строить новые храмы вместо обветшавших. Примечательны особые указания, данные благочинным в отношении поведения приходского духовенства: «при- лежно наблюдать, чтоб священники, диаконы и церковни- ки <…> жили честно, постоянно, сановито, кротко и любовно <…> не пьянствовали, в питейные домы не ходили»; не пропускали богослужения и служили благоговейно; про- износили проповеди в праздничные и воскресные дни; «без зову в гости ни к кому нахально не ходили, разве бы были позваны». Благочинные внушали клирикам, чтобы те не роняли духовный авторитет в глазах мирян и везде по- являлись «в пристойном церковному чину платье и обуви, а именно священники и диаконы в рясах и сапогах, а цер- ковники в приличном продолговатом платье и в сапогах же, особливо в церкви» [11]. Клирикам не разрешалось самовольно покидать при- ходы. Благочинные непременно должны были сообщать правящему епископу о появлении в их округах пришлых священников без паспортов. Они присутствовали при из- брании приходских иереев и в случае необходимости мог- ли рекомендовать прихожанам своего кандидата. Помимо ежегодного сбора алтарных и метрических книг с прихо- дов, в их обязанности входило распространение важных указов и объявлений среди окружного духовенства. Нако- нец, по особому указанию архиерея благочинные прово- дили расследования проступков клириков. Кратко основные обязанности и права благочинных были повторены в синодальном указе от 7 мая 1797 г. [12, № 17958]. В частности, напоминалось о своевременном составлении именных списков духовенства со сведени- ями об их поведении: «Преосвященным архиереям иметь о состоянии каждого епархии своей священно и церков- нослужителя верные сведения, получая для сего ежегодно или чрез год от смотрителя благочиния именные о каждом и его состоянии списки, и рассматривать почасту оные со вниманием». В этом указе впервые уточнялся средний раз- мер благочиннического округа: «от 15 до 10 церквей в луч- ших приходах, дабы удобнее им было за священно и цер- ковнослужителями наблюдение». Светские и духовные власти должны были содейство- вать благочинным и не препятствовать их деятельности: «Благочинных уполномочить, дабы в наблюдении ими над поведением священно и церковно-служителей ника- кого от стороны духовной или светской препятствия не было». В синодальном указе специально оговаривалось, что при посещении подведомственных приходов благо- чинные должны обеспечиваться подводами «от церкви до церкви»: «… благочинным не менее двух раз в год ос- матривать ведомства своего церкви и разведывать всеми возможными средствами о состоянии священно и церков-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz