Ковалев, Н. Н. В продолжение любви : [книга воспоминаний в стихах и прозе] / Николай Ковалев ; [предисл. Владимира Семенова]. - Мурманск : Бенефис-О, 2009. - 463 с. : ил., портр.
НЕ СЛЫШНО ШУМА ГОРОДСКОГО.., Не слышно шума городского. На Невской башне тишина... Это потому такое название, что семья моя жила тогда в доме, над которым возвышалась «Невская башня» (здание бывшей Городской думы). И действительно, «не слышно», т.к. это был полуподвал в некотором удалении от Невского. За стеной ревели станки слесарной мастерской - этот рев никакого «городского шума» просто не пропускал. В тридцатишестиметровой комнате проживало шесть человек: кроме родителей и двух сыновей, еще две ку зины из области, обучающиеся в городе. Тридцать шесть делим на шесть... По советским нормам мы обеспечены. Сортир, естественно, общий со слесарями и их учениками. Кухни, естественно, нет. Но есть керосинка за дверью в комнату, по счастью, снаружи. Примуса мама, вполне оправданно, боялась. Все это наше жилищное благоустройство произвел техникум, в котором отец преподавал технологию приго товления пищи. (Так что керосинка очень даже «причем»...) Из окна были видны прохожие, но больше всего их ноги. Нашей постоянной ежедневной гостьей была соседка, дочь двух убогих и симпатичных супругов, поздняя, удавшаяся телом, но страдающая легкой, и все же отчетливой, дебильностью. Она приходила в коротком, плохо застегнутом халатике на голое тело, наваливалась животом и грудью на наш стол и в таком состоянии пребывала часами. Плоть ее была совершенно качественной и несколько избыточной. Притом, что мы с братом находились в со стоянии мучительного полового созревания, она даже представляла некоторый противоречивый соблазн. Это была, так сказать, иллюстрация существующего в божьем мире соединения мощи плоти с немощью духа. Во всяком случае, к научной радости пытливого и проницательного господина Фрейда, она иногда проникала в наши жаркие сны... С этой наядой говорить было не нужно, хотя какие-то простые разговоры с ней были возможны. Просто это тело, в своих текучих неосознанных передвижениях, находило некую, почему-то приятную для него, нишу. И этой нишей был наш обеденный и единственный стол. Звуковой комфорт обеспечивали ему наши разговоры между со- Другой почти ежедневной гостьей была тетя Нюша, простонародная мамина родственница из села Рыбацкого под Ленинградом, где и родилась моя мама. В село возил трамвай, и мы были легко досягаемы. Тетя Нюша везла будничные новости оттуда, как бы вос станавливая мамину родовую пуповину, которую ее хлопотливая семейная жизнь давно перекусила. Она сидела за тем же уникальным столом часами, часто соседствуя с пышным телом в халатике, вязала и журчала свои бесконеч ные новости из «рыбацкой» жизни. Ее никто не слушал. Думаю, однако, что ее рассказы послужили бы бесценным рабочим материалом для пи сателей типа Успенского и Ремизова. Мама крутилась «по хозяйству». (Бедная мама!) А мы старуху плохо переносили за ее настырные гостеванья и скобарское произношение. После каждой фразы она громко чмокала и приговаривала: «Вота!» Наш городской снобизм не желал с этим мириться. Но мирился... Вся наша семья была всегда беззащитна перед злоупотреблениями нашим временем и территорией. Кого- либо прогнать даже в самой мягкой форме - мы были не способны. «А ён-то, Пантя-то, опохмяливши, шасть в куридор-та... А баб-та Мань корюшку, утрась, шелудила... Тык ён-та Пантя, с хмелу-та, покандыбал-ать... да, осклизши, балдой-то, хрясть - о сундучище... Вота!» - рокотала тетя Нюша ровным бесцветным голосом, не поднимая глаз от вязания и нисколько не рассчитывая на внимание слушателей. Не слушала ее и не смотрела на нее и наша развесистая наяда. Больше всего ее красивые и придурковатые глаза следовали за братьями. По здравому размышлению, я полагаю, что это, уже зрелое двадцатипятилетнее тело, смутно угадывало, что мы, подрастающие самцы, имеем какое-то отношение к его томлению и возможному разре шению этого томления. Так много уделяю внимания этим двум персонажам, потому что это тот фон, тот «антураж», с которого начи нает камера оператора, подготавливая зрителя к появлению героев и развертыванию вереницы событий. Это —наш пейзаж. Наш «статус кво» —нечто неизменное, обрамляющее все, что происходило в этой многолюдной комнате. ...А комната была часто набита моими приятелями из художественной школы. Проходной двор. Понятно, центр, Невский проспект. Филармония рядом. А мы все были меломанами. Дело доходило до того, что мы подделы вали билеты на дефицитные концерты —художники, все-таки... А когда не удавалось, раздевались и бежали на второе отделение, затесываясь в толпу курильщиков в вестибюле (тогда еще не догадались выдавать курильщикам входных жетонов). 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz