Ковалев, Н. Н. В продолжение любви : [книга воспоминаний в стихах и прозе] / Николай Ковалев ; [предисл. Владимира Семенова]. - Мурманск : Бенефис-О, 2009. - 463 с. : ил., портр.
Дымно-сизыми вечерами бродили по островам - Крестовскому, Каменному, Петровскому... Мы влюблялись в очертания, в просветы, в неисповедимые состояния ленинградского неба. Мы шли на Ела гин остров и вспоминали: «Две оснежённые колонны, Елагин мост и два огня, И голос женщины влюбленной. И хруст песка, и храп коня...» Мы бродили по городу, обрызганные весенним лимонным закатом, и в ушах у нас звенело: В кабаках, в переулках, в извивах, В электрическом сне наяву, Я искал бесконечно красивых и бессмертно влюбленных в молву. Были улицы, пьяны от криков, Были солнца в сверканье витрин... Блок написал статью о Достоевском «Дитя Гоголя». Он ведь сам их отпрыск и дитя фиолетовокудрой богини холодной невской дельты. Несуразно вообразить Блока, скажем, москвичом. Это - другое состояние души. Все туманное, мечтательное, растерянное, тревожно соседствующее с космосом в русской культуре связано с Пе тербургом. Здесь, у Невы, - не только окно в Европу, но и зияющий пролом в опасную бездну, отверстую в наши души. ...У нас появились свои словечки, целый жаргон. Из акушерской книги Боря взял термин «детское место» и «приделал» его к нехитрым горкам из досок для зимнего катанья. Шведский король Густав Ваза тоже пошел «в дело». «Густавом» или просто «вазой» называлось заднее место. «У Манюни - ваза», - идиотски смеясь, ковыряет Боб на коре тополя. Наша подружка Наташа, по кличке Манюня, сидит тут же. Она не знает, что она так называется и что такое «ваза». Она думает, что «ваза» —это просто ваза. Мы могли разговаривать, не будучи понятыми непосвященными. Различные мелкие, но памятные приключения на мес тности обогащали наш лексикон. Волглые болота Лахты, заколоченные на зиму дачи, мокрые весенние звезды, какие-то несуразные вывески и диковинные персонажи начиняли наши головы. Все это - «воспитание чувств», формирование души. У младенца - душа-младенец, она растет с ростом тела, с развертываньем мистерии Судьбы. Все идет в ход, все, что входит в уши, глаза... Но у нас были разные рецепторы. Я сильнее реагировал на природу, был ближе к космосу. И я стал, и на всю жизнь остался, несколько пейзажным художником. Борис же ушел в арабеск, в интерьерные и человеческие формы. Бог с ним, с искусством. Мне хочется просто бродить наугад по дорогам отрочества. Возможно, когда-то эти писания для чего-нибудь пригодятся, изобразят некое состояние. Этого достаточно. ДЕТСКИЕ ШАЛОСТИ Послевоенная школа была ужасна. Дети вырастали без всякого ухода, в бедности, убожестве разрушенной войной жизни. Но еще ужаснее были относительно безбедные дети «высокопоставленных». Гавань, вообще, считалась в городе наиболее хулиганским районом. Постоянно вспыхивали буйные драки, почти сражения: солдат с матросами, цыган с русскими, военных обормотов со штатскими. Свистели милицейские свистки, мелькали матросские бляхи. Дети околачивались во дворах. «Эй, Сарделька! Тащи карбид!» «Сарделька» (очень похож) тащит химикалий в консервной банке, отвора чивая нос, - карбид омерзительно вонюч. В приготовленную заранее ямку льется вода, бросается карбид, спешно вбивается дубьем в землю старое ведро. Сбоку - дырка. К дыре подносится огонь. Взрыв... И ведро летит кверху, на высоту фабричной трубы. Это самое невинное занятие. Другие - хуже. Груба и темпераментна игра под названием «чугунная жопа». Один сидит на земле. Участники игры кладут на его голову свои кепки и начинают прыгать через многокепоч ного. Сбившего одну или более кепок берут за руки и за ноги, животом кверху. Ни в чем не повинный постамент для кепок встает «раком». Оштрафованного разрушителя кепочной пирамиды раскачивают и бьют задом о зад стоящего 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz