Ковалев, Н. Н. В продолжение любви : [книга воспоминаний в стихах и прозе] / Николай Ковалев ; [предисл. Владимира Семенова]. - Мурманск : Бенефис-О, 2009. - 463 с. : ил., портр.

Сколозубов был, прежде всего, прекрасным рисовальщиком и композитором рисовального пространства. Его дар создавать рисовальные ситуации очень пригодился в книжной графике. Он легко вписывается в лист, в формат, хорошо чувствует край, пропорции и превосходно, умно ощущает дух темы, с которой имеет дело. Он оформил довольно много стихотворных книг с переводными английскими текстами. Среди них «Баллады о Робин Гуде». Без лишних этнографических причиндалов, но точно и романтично передана атмосфера средневековой баллады. Линия —первое и главное изобразительное средство художника. Она сложная, живая, живописная и при всей своей внешней приблизительности или, вернее, небрежности, тонко и мягко передает форму, пластику движения. Это можно сказать и о книгах, и о станковой графике. Саша не стал живописцем в «маслописном» значении этого слова, но дай Бог живописцу той точности, с ко­ торой он передает акварелью свет и тень на какой-нибудь беленой стене. Или, скажем, в этюде из волжской серии зеленая полоска пароходного борта в волнующейся воде, сделанная так уникально, так пленительно! Это достигается зрелой наблюдательностью, отработанным умением. А выглядит как нечто легкое, непринужденное. Наверное, это можно назвать внимательностью, вдумчивостью, помноженными на виртуозность. Саша много работал в журналах, в книжной графике. Может быть, эта практика наложила на его стиль некото­ рый отпечаток репортажности. Не вижу в том греха. Он такой. Таков его жанр. Он этот жанр выдерживает последова­ тельно и логично. Между тем, что нарисовано и как нарисовано, нет противоречия. Он работал в своем амплуа точно и качественно, т.е. мастерски. Книги его книжны, этюды - этюдны. Литографии передают специфику материала. То есть он всегда органичен. А картин он не писал. Художник Сколозубов ничего не делал из желания удивить, отличиться. Он не создавал выставочных, экспо­ зиционных единиц. И вообще, никогда ничего не предпринимал в работе по «внехудожественным» соображениям. Скажем, по карьерным, коньюктурным. Он просто рисовал... Ну, иногда по заказу, чтобы денег заработать. «Точность - вежливость королей». Саша был «вежлив»: точно поставленную задачу он разрешал точными средствами. Недостаток цветности (а он часто делал одно- или двухцветные книжки) искупается живописностью тона, красотой тональных отношений. По-моему, он только один раз сделал полноцветную книжку. Это «Синьора Сосиска». Очень красивая книжка! В ней он изысканно манипулирует элементами итальянской архитектуры. Выполненная акварелью, она светится, как хорошие витражи. Александр Сколозубов тгипичный и очень заметный представитель «ленинградской школы», с ее замечательно развитой знаковостью, пластической содержательностью и свободной легкостью выражения. ЮРИЙ ТРИЗНА Юрий Тризна был талантливым человеком. Кроме того, он работал много и плодотворно и был способен к изменению, к обретению новых качеств. Он чутко улавливал близкое ему в мировом и окружающем его искусстве. Осознанно или неосознанно он зачастую оказывался под влиянием разных впечатлений, впрочем, никогда не теряя своей почвы под ногами и своего собственного взгляда на мир. Сейчас, оглядывая его достижения в искусстве, вспоминаешь этапы нашего общего развития. Художник шел вровень со временем, но всегда умел предъявить собственные достижения и ценности. Юрий Тризна любил жизнь, радостно и заинтересованно реагировал на все ее проявления, любил свою за­ мечательную семью, поездки по стране, дружеское застолье, был неутомимым в делах. И дела, и многочисленные заботы были ему по плечу. Напряженно прожил он свои пятьдесят два года. Жизнь оборвалась тогда, когда он был на подъеме, когда только сделал свою лучшую книжную работу - иллюстрации к «Гаврошу». Юрий приехал в город столичного искусства из провинции. Он не имел генеалогических корней в избранной профессии, не имел и благотворной среды в детстве и ранней юности. Во все приходилось входить самому, постигать и достигать. Юрий Тризна сделал себя сам и стал подниматься все выше и выше в уровне мастерства и пластичес­ кой свободы. И всегда - напор, энергия, зоркость, а в результате - удачи. И вот Юрий Стефанович Тризна по праву считается одним из лучших петербургских графиков. Он владеет многими материалами (лино, офорт, литография, монотипия) и причастен ко многим жанрам. Несомненно, самая сильная сторона его художественного склада - работа по непосредственным жизненным впечатлениям. В результате - точные изображения бытовых ситуаций в иллюстрациях к книге, прекрасные серии, посвященные жене и дочерям. Дом художника любим и свят. И все «про него» нарисованное дышит любовью, нежностью, поэзией. Но и за его порогом Тризна полон любознательности, копит и реализует наблюдения. Но его жанровые произведения не грешат литературностью, описательностью, так как всегда трактованы пластически. Увлекательно освоено 429

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz