Ковалев, Н. Н. В продолжение любви : [книга воспоминаний в стихах и прозе] / Николай Ковалев ; [предисл. Владимира Семенова]. - Мурманск : Бенефис-О, 2009. - 463 с. : ил., портр.

Не суть важно. Живая суть окружает нас. Жаркий воздух с цикадами. Добрые милые армяне кажутся цыга­ нами на привале... Века притаились в каменной будке церкви поверх тысячелетий, залегающих дремотно в туфах и доломитах этой старой земли. Сизоворонки сидят на столбе... Жизнь. И породившее ее солнце. Зачем оно так немилосердно поджаривает ее? Прощай Арагац! ЛМБАТ Чудная маленькая церковь, к которой нас не пустили радушные армяне, называется Лмбат. Она построена в начале VII века. Там даже остатки фресок сохранились. Но, увы ... Мы их не увидели. Вот я гляжу на этот образец ясности и простоты, листая книгу по архитектуре Армении и вспоминаю Ман­ дельштама: «Плечьми осьмигранными дышишь мужицких бычачьих церквей». АХПАТ Самые грандиозные зрелища и пространственные отношения принесла экскурсия в Ахпат и Санаин, что над Илийским ущельем или, лучше сказать, пропастью. По дороге туда мы так петляли среди ужасов пространства, что наши милые авантюристки, принявшиеся было петь песни, быстро сникли от страха, от немощей вестибулярного аппарата и от подавляющей силы горного величия. Не до «яблонь и груш» стало. Совсем примолкли. Вещи происходили немыслимые, почти космических масштабов. Где-то далеко внизу, под нашими суперменскими рискованными петляниями (как в хорошем «боевике»), рас­ полагался нижний мир. В нем целый город дымил в верхний мир, не доставая своими дымами до него, дымил своим медеплавильным комбинатом и был бисеру подобен для нас, с наших высот глядя. .. .Теперь, по прошествии многих лет, все это напоминает мне эффекты кинематографии, достигаемые с помо­ щью фигур высшего пилотажа или компьютерной мультипликации. Но тогда ничего такого в СССР не было. И Санаин, и Ахпат, древние армянские монастыри, стоят на площад­ ках над глубокими безднами, в геометрии среднего мира, над которым вздымаются вершины высшего - одного из хребтов большого Кавказа. Во все эти ужасы поселило нас наше любопытство, туристская фирма и бойкий наш гид Вартан. Все это с помощью утлого облупленного автобуса средней величины, устаревшей породы. Когда мы погружались в солнечную тишину монастырской усадьбы, спецэффекты забывались и мы томно, покачиваясь, обходили здание храма, входили в него, где после солнца - хоть глаз выколи. Вартан передал нас местному экспликатору и куда-то укатил. Из экспликации вырастало следующее. АХПАТ Монастырь X - XIII веков. Стоит на горной террасе у села Ахпат. Самое древнее сооружение —Храм Святого Креста, X век. На стене ниша, и в ней скульптурная миниатюра: два царя из династии Багратуни держат в руках модель самой церкви. В стенах монастыря родник - целый павильон из камня, книгохранилище, прекрасные хачкары. Это надгроб­ ные стены с резьбой по камню. Армения ушла навсегда. А теперь ушла еще более, чем предчувствовалось тогда: ушла от России. Как уходит вольнолюбивая жена от тиранического мужа. Прощай СССР и его «дружба народов», казавшаяся такой простой, но оказавшаяся сложной и невечной. «Л тебя никогда не увижу». И теперь понимаешь, что Кавказ всегда был заграницей, чужой страной, при всем его ритуальном гостеп­ риимстве. Душа его оставалась независимой. И это христианский и мирно присоединившийся Кавказ. Что уж там говорить о мусульманском, кроваво завоеванном! 80-е годы 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz