Ковалев, Н. Н. В продолжение любви : [книга воспоминаний в стихах и прозе] / Николай Ковалев ; [предисл. Владимира Семенова]. - Мурманск : Бенефис-О, 2009. - 463 с. : ил., портр.
Долго ползем мы по этим каменным бутербродам, двуногие насекомые - карьер, махина, монастырь, прибли жающийся так медленно, и мы под конвоем висячего солнца. Вот и все обитатели ландшафта. Я вспоминаю диковинную русскую сказку из собрания Господарева. Там за какую-то сказочную услугу у ге роя «ремень» из спины вырезают, так, знаете ли, в оплату и на память о сделке. Так и сказано - «ремень». Режут Армению, ремни из тела вырезают... Ассоциации - ничего не поделаешь, поток сознания. Монастырь все же растет театральным макетом в конце сцены, задник которой образует изможденное зноем небо. Макет составлен из собора за каменной высокой стеной и двух деревьев - одно высится, другое лежит мерт вое.. . У стены скала, от нее как бы отшатнувшаяся, другая —высокая, острая. А на ней церковка-часовенка. Как в нее попадать - неизвестно. Стоит, как Симеон столпник на своем столпе. Мы сидели на лежачем дереве в ажурной тени стоячего, отдыхали от назойливого солнца, привыкали к монас тырю и его причудам. Посидели, а потом поднялись на возвышение, на котором он стоит. Это диво дивное называется Аричаванк. Не зря мы тряслись в автобусе с шумливыми селянами и ползали по безмолвной каменной геометрии, терпя жару и жажду: упорство вознаграждается... Монастырь нежилой. Нашелся лишь сторож-ключник. Он, видно, не вынес наших снований. Пришел неве домо откуда, низкорослый, страшноватый. Молча, с хмурым гостеприимством, открыл нам храм. Внутри него ка менная прохлада. Сумеречное пространство приняло нас в свой воздух и быстро охладило. Показалось, что и воздух принадлежит веку создания монастыря. Тишина транслирует наши шаги под высокие своды. Дерзкими кажутся эти звуки. Напрасные заботы! В ветхозаветном воздухе этих мест все идет по другим правилам. Фантазийным, притче- вым. Эта абсурдная часовня на каменной пике! Это лежачее дерево! И этот затрапезный соборный квазимодо... Но чудодейство продолжается. Квазимодо вдруг заговаривает и превращается в доцента-историка с хорошим русским выговором без всякого кавказского анекдотного акцента. Так и так - рассказывает интеллектуальный ключ ник, - тогда-то и так-то... В процессе освоения... при поддержке феодальной знати... В то время как... если экстра полировать... несмотря на... и другие конструкции речи... Мы завороженно слушаем его - не столько смысл, сколько неожиданную эту фактуру речи образованного человека. Гид изъясняет каменную картинку над портиком собора. Строитель держит на ладонях собор и дарит его кому-то. А вот кто и кому - узнаем мы от доброхота-лектора. Страницы армянской истории так и шелестят... Архитекторы называют это комплексом. Главное сооружение - церковь XIII века (1201 г.) Построили ее по повелению Захаре и Иване Захаридов. Это их скульптурные изображения красуются в маленькой нише на фронталь ной стене. Они держат в руках каменное изображение Богоматери. Прежде держали модель церкви. Это в XIX веке церковникам заблагорассудилось заменить им их ношу. Другая церковь монастыря древнее первой, главенствующей. Она - VII века. В XIX ей переделали купол. В пределах монастыря нашли когда-то очень древние стелы с каменной резьбой (V-VII веков). Их можно ви деть в историческом музее в Ереване. Часовенка на скале, отшатнувшейся от всей каменной массы основания Аричских строений, тоже великая древность - VII век. Арагац - гора обширная. Увидеть ее целиком непросто. Нам такая точка не досталась. Вершина скрывалась за ближним увалом. Но земля дыбилась куда-то вверх, вечно наклонная земля Армении. Ковыль, да тимьян, сухие травки, да камни... АРТИК Еще одну вылазку предприняли мы из этого армянского Ленинграда - к маленькой «мужицкой» церкви, рас положенной неподалеку от городка Артик, тоже на склоне той же горы. Церковь прославлена авторами, пишущими об армянской архитектуре. В моей книжке —картинка и координаты. Церковь эту захотелось увидеть за ее описанное книгой одиночество и древность, за скромную простоту и пребывание на теле великой горы Армении Арагац. Мы снова атакуем склоны Арагаца, но уже с другой стороны, за пару сотен километров от места первого восхождения. Во время набега на Аричаванк мы уже начали понимать, что гора Арагац не совсем гора, а мощное, пространное и пологое возвышение значительной части небольшой армянской земли. Автобус привез нас, вспотевших и забивших легкие дорожной пылью, в похожий на аул пункт, от которого предстояло подниматься к церкви. И вот она уже видна, маленькая, такого же размера, как жемчужина Аштарака Кармравор, только совсем оди нокая. Одна одинешенька на пустынном склоне. 279
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz