Ковалев, Н. Н. В продолжение любви : [книга воспоминаний в стихах и прозе] / Николай Ковалев ; [предисл. Владимира Семенова]. - Мурманск : Бенефис-О, 2009. - 463 с. : ил., портр.
- все это участники некоего уравновешенного и внутреннее напряженного состояния. Как увлекательны силуэты предметов, их конструкция! Как удивительно умеют ладить и враждовать различные пластические структуры! Он умел обыденные сочетания предметов воспринимать и передавать в приключенческом контексте. Его стиль можно было бы, пожалуй, упрекнуть в излишней роскоши, если бы любая его работа не имела увлекательного пластического содержания. Художнику, а потому и зрителю, не бывает скучно, если, конечно, зритель чувствителен к тактическим про блемам искусства. В своей работе Власов воодушевлен, как Шерлок Холмс, и, как он же, порой рационален и сух. Бориса Власо ва не интересует материальная фактура. Вопреки всем поветриям времени он исповедует художнический идеализм. Хорошо усвоил Борис уроки аналитического кубизма, преподанную им грамоту пространства, хоть он и не последо вал программам этого течения. Последние годы в нем стал расти интерес к драматургии современной жизни, к социальным темам. В некоторых работах появились ирония, активный скепсис. Такова его серия «Манекены». Человек и порож денная им среда. Фатальное воздействие среды на человека. Власть вещей и материальных удобств. Обезличивание и манекенность, включение человека в необратимую жизнь созданной им природы. Но чуть ли не лучшее из того, что он сделал, не имеет печати идеологических волнений. Например, его де тские книжки. Они так призывно красивы и образны. «Ружье деда Амбросио», «Луна и зайцы», «Улыбки повсюду». Какой точный ответ на национальную тему! Какие яркие типы и как хорошо все живет в листе! Как доказательно говорит художник детям: «Смотрите - мир интересен». И никакого снисхождения, никакого подлаживанья под то, «что нравится детям». Да ему и нужды не было. Многие механизмы его натуры сродни тому, что происходит у детей. В его книжных листах столько же лиризма, сколько в его домашних рисунках. Откуда всё это? Вспоминаю Бориса времен наших незабываемых прогулок. Мы ходили по черт знает каким закоулкам и захо лустьям, чувствительные к малейшим деталям. Например, надо было лезть в какую-нибудь бетонную трубу, чтобы лучше увидеть особенности лахтинского заката... Или в болото за камышами, которые от малейшего удара взрыва лись, испуская облака пуха. Мы шли пешком на Крестовский - за настроением какого-нибудь стихотворения Блока... Бесконечные лабиринты ощущений и наблюдений. Вот из этого вырастут будущие удачи, верный тон, лучшие обре тения... Человек, который начинался с таких прогулок, способен выказать сквозь профессиональную изощренность что-то очень простое и необходимо человеческое. Борис, как и его отец, не любил заигрывания с искусством. Фокусов, магических приемов. Он осуждал игру не по своим правилам, спекуляцию на теме, на чисто литературных мотивах. Он избегал соблазна чисто интеллекту альных ассоциаций. Борис был очень многим обязан своим вниманием к чужому искусству, но был при этом тесно связан с жиз нью, с природой, исходил из них. Он держался совершенно независимо в отношении всех поветрий. При этом не боялся меняться, оставаясь верным своему главному ходу. То есть обладал хорошим балансом новаторства и консер вативности. На некоторых его перекрестках сквозят новые большие возможности. Борис Власов - замечательный иллюстратор, мастер книжного искусства. Он тут - и точный, и вольный. Точ ный - потому что смотрит на свою задачу из глубины текста. Вольный - потому что идет с автором бок о бок, но не дублирует его. Он достойный соавтор. Пожалуй, можно упрекнуть иллюстрации к повести Хемингуэя «Старик и море» в несоответствии драматиз му повести. Но нужно ли? На первый план здесь выходят твари морские, поверхность моря, траектории движения рыбы. И это прекрасный «океанический» фон, аккомпанемент к теме. Своего рода «космизм». Иллюстрации к «Айвенго». Специальная, для большей живости примененная эскизность. Несколько поме шало ему гипнотическое действие рисунков Курдова к этой книге. Они всегда воспринимались нами как шедевр. А шедевры агрессивны и прилипчивы. Его детские книги замечательны. По-моему, они из лучших книг «Детгиза». Начиная с первой, - «Ружье деда Амбросио», и кончая последней, оставшейся незавершенной, - «Сказки народов мира». Тут, в книжном деле, он жил наиболее богато и естественно. Книги очень красивы, и каждая красива по-новому. И все это - Власов. Они как бы прямо пропорциональны его усилиям в станковой графике и отражают лучшие результаты его работы. В листах к «Ружью» есть отзвуки гуашевой живописи. Цветовая сила и «Ружья» и акварелей к книге «Луна и зайцы» возникает как развертыванье гаммы его натюрмортов и интерьеров. Как насыщены и по-хорошему сложны цветные листы к этой книге! Сколько в них графической изысканности, и как выразительны персонажи: кот, лошадь, кузнечик, карась! Эта большая отдача, эта работа на острие самого себя чувствуется в большинстве книг. Это особенно заме чательно, если учесть, что сам текст далеко не всегда его устраивал. Обычно он придерживался теории «хорошего текста». То есть, хорошо, когда текст высокохудожественный, точный, зримый. Это способствует сгущению изоб разительной идеи, вызывает ответное напряжение качеств. Если же текст ему не нравился, он считал, что можно от него «отвлечься», благо сам материал для работы хорош. 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz