Ковалев, Н. Н. Те самые десятилетия : графика / Николай Ковалев ; [предисл. и послесл. Лев Молчанов]. – Санкт-Петербург : Галерея современного искусства «Сова-Арт», 2015. – 222 с. : цв. репрод.

с кувшином», 1956, «Натюрморт с настенным зеркалом», 1960 и др.). Такого типа работы — не просто итог раз­ глядывания «впритык» и списывания предметов, но и воспоминание о них. Не потому ли столь органичен осуществленный в подобных композициях — как бы улов­ ленный в самой реальной жизни — переход от жанра на­ тюрморта к жанру интерьера?.. Откровенная проза преображается в мелодичную лирическую поэзию. Казалось бы, едва ли не каждого из нас раздражали новостройки 60-х, «хрущевки». Нет же! — они вписыва­ ются в общий пейзажный вид, интерпретируемый и оду­ хотворяемый художником. Он чувствует саму атмосферу мотива. Автор этих городских и сельских пейзажей не стре­ мится к дотошной точности воспроизведения. Все почти эскизно, увиденное как бы мимоходом. Однако такой — далекий о т въедливости буквализма — взгляд отнюдь не исключает душевной отзывчивости. Во всем — отзвук, мелодия внутреннего состояния мастера. Перед нами — изобразительная «записная книжка», улавливающая глу­ бинные нюансы душевного состояния, запечатлеваемые по ходу самой жизни — повседневного бытия. Впрочем, есть у Николая Ковалева и совершенно «пустынные» — внешне унылые! — пейзажи («Мель на заливе», 1955, «Закатный луч», 1959, «После шторма», 1953). В них нет никакого «рассказа» и, вроде бы, не за что зацепиться взглядом. Но, тем не менее, они привле­ кают тонкостью своего настроения. Особенности абсо­ лютно безлюдных пейзажей на свой лад мотивирует и сам автор: «жару переношу плохо — томлюсь и тупею... Наверное, поэтому у меня так много "холодных пляжей"» (Из дневника, с. 109). Воспроизводимое художником бытие включает раз­ ные времена года, различные настроения погоды. Все живет, пульсирует оттенками, дышит. Одно непроиз­ вольно перетекает в другое. И хмурый пасмурный день с той же влюбленностью приемлется автором, что и про­ светленный, обласканный нежным, неярким солныш­ ком. Внимания художника удостаивается и город, и при­ город. Села и деревни... И все это связано дорогами, железнодорожными линиями, шоссе, проселками. Доро­ га (путь — с различными дорожными знаками) восприни­ мается как некий тематический подтекст всего сущего. Причем земные пути пересекаются с водными. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz