Ковалев, Н. Н. Те самые десятилетия : графика / Николай Ковалев ; [предисл. и послесл. Лев Молчанов]. – Санкт-Петербург : Галерея современного искусства «Сова-Арт», 2015. – 222 с. : цв. репрод.
с кувшином», 1956, «Натюрморт с настенным зеркалом», 1960 и др.). Такого типа работы — не просто итог раз глядывания «впритык» и списывания предметов, но и воспоминание о них. Не потому ли столь органичен осуществленный в подобных композициях — как бы улов ленный в самой реальной жизни — переход от жанра на тюрморта к жанру интерьера?.. Откровенная проза преображается в мелодичную лирическую поэзию. Казалось бы, едва ли не каждого из нас раздражали новостройки 60-х, «хрущевки». Нет же! — они вписыва ются в общий пейзажный вид, интерпретируемый и оду хотворяемый художником. Он чувствует саму атмосферу мотива. Автор этих городских и сельских пейзажей не стре мится к дотошной точности воспроизведения. Все почти эскизно, увиденное как бы мимоходом. Однако такой — далекий о т въедливости буквализма — взгляд отнюдь не исключает душевной отзывчивости. Во всем — отзвук, мелодия внутреннего состояния мастера. Перед нами — изобразительная «записная книжка», улавливающая глу бинные нюансы душевного состояния, запечатлеваемые по ходу самой жизни — повседневного бытия. Впрочем, есть у Николая Ковалева и совершенно «пустынные» — внешне унылые! — пейзажи («Мель на заливе», 1955, «Закатный луч», 1959, «После шторма», 1953). В них нет никакого «рассказа» и, вроде бы, не за что зацепиться взглядом. Но, тем не менее, они привле кают тонкостью своего настроения. Особенности абсо лютно безлюдных пейзажей на свой лад мотивирует и сам автор: «жару переношу плохо — томлюсь и тупею... Наверное, поэтому у меня так много "холодных пляжей"» (Из дневника, с. 109). Воспроизводимое художником бытие включает раз ные времена года, различные настроения погоды. Все живет, пульсирует оттенками, дышит. Одно непроиз вольно перетекает в другое. И хмурый пасмурный день с той же влюбленностью приемлется автором, что и про светленный, обласканный нежным, неярким солныш ком. Внимания художника удостаивается и город, и при город. Села и деревни... И все это связано дорогами, железнодорожными линиями, шоссе, проселками. Доро га (путь — с различными дорожными знаками) восприни мается как некий тематический подтекст всего сущего. Причем земные пути пересекаются с водными. 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz