Ковалев, Н. Н. Те самые десятилетия : графика / Николай Ковалев ; [предисл. и послесл. Лев Молчанов]. – Санкт-Петербург : Галерея современного искусства «Сова-Арт», 2015. – 222 с. : цв. репрод.
Лев Мочалов, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения О негромком, но проникновенном... Мне уже приходилось писать о Николае Ковалеве. Однако рассматривая его как художника 80-90-х годов, то есть о более позднем периоде его творчества. Стоит напомнить об основных ориентациях мастера в те време на, чтобы почувствовать далеко не прямолинейную логи ку его развития. Для большей конкретности приведу несколько цитат из своей статьи, датируемой мартом 1999 года. «За годы своей жизни и учебы он (т. е. Николай Ко валев — Л. М.) успел пройти искус разных творческих соблазнов, набрался солидного запаса художественной эрудиции, а главное, — идеологии эстетического реляти визма. В самом деле (не считая «Мухинки» — неокончен ной, а также Института имени Репина — оконченного), кроме "Академии" Шишмаревой — Власова, где господ ствовала установка на понимание "пространственной жизни предмета", его "устройства", "конструкции" (ци тирую по рукописи мемуаров Н. H. Ковалева, с. 11; в даль нейшем - “Рукопись" и указание страницы). Он оказался вхож и в домашнюю “Академию" семьи Трауготов, где 219 вместо ясности, трезвости, уважения к знанию и мастер ству [...] царила некая самодовлеющая эмоциональность; обязательность законов и норм как бы отрицалась. Про поведовалась моцартовская легкость, творчество без усилий и расчета, делались намеки на богоданность ис кусства, на его ангельскую сущность, магическую непро ницаемость ("Рукопись", с. 17). Мало того, ему удалось соприкоснуться с еще более эзотерической "Академией" В. В. Стерлигова — Т. Н. Глебовой. Вспоминая об этом, художник признается: “То немногое, что я слышал из его (Стерлигова — Л. М.) уст, как-то растворилось в памяти как нечто иррациональное и трудноуловимое. Слова дей-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz