Ковалев, Н. Н. Те самые десятилетия : графика / Николай Ковалев ; [предисл. и послесл. Лев Молчанов]. – Санкт-Петербург : Галерея современного искусства «Сова-Арт», 2015. – 222 с. : цв. репрод.

подвергался наш академический пляж под названием «дикий». И действительно — ничего «культурного»: ни зонтиков, ни кабинок — коряги и буйки, выброшенные морем. Многие пляжные этюды писаны здесь — и с натуры, и по памяти. Случалось, что мы вставали рано-рано и ходили, ежась от холода, писать рассвет (искусство знамо чего требует — жертв). Иногда мы, пописывая, уходили далеко вдоль залива, обычно в сторону Репино. Нам нравилось место, где шоссе идет почти по берегу, огражденное небольшим каменным барьером. В этом просвете на горизонте видна «пупочка» кронштадтского собора. Она манила нас к себе. Кронштадт был тогда закрытым городом. Но я часто видел его во сне. Когда тайный город открыли и я там побывал, моя сонная топография почти совпала с явью.Удивительно. Бывали и веловылазки. Однажды мы докатили до Среднего шоссе и там, уже после светлого июньского заката, писали шоссейный перекресток с указателем «Ленинград». Борис умело вставил бегущие мимо машины. Уж их-то он знал досконально. Я сделал это не так «уклюже», но сделал. Попадало от нас и интерьерам наших дач. Власов писал их во множестве — и тогда, в этой древности, и потом — уже свободней и, так сказать, «левее». Мои картинки наивнее и буквальнее. Но то, что наши «древности» не выдохлись, есть важный феномен жизни искусства в потоке времени. Искреннее и профессионально порядочное умудряется действовать и через годы, когда «так» уже давно не пишут. И еще. Совершенно реалистические мои аквагуаши тогда выглядели до такой степени свободными, что в СХШ, этой блюстительнице реалистического порядка, вызвали небольшой скандал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz