Ковалев, Н. Н. Те самые десятилетия : графика / Николай Ковалев ; [предисл. и послесл. Лев Молчанов]. – Санкт-Петербург : Галерея современного искусства «Сова-Арт», 2015. – 222 с. : цв. репрод.

Я рисовал, вдохновленный Шишкиным. Я старался нарисовать сосну со всеми иголками. Специально взял очень длинный лист, чтобы сосна уместилась целиком. Мой новый знакомый заехал на участок, обозрел рисунок и бесцеремонно осмеял. Велосипедист оказался замечательным художником. С этого момента началось медленное вытягивание меня из пропасти натурализма. В первые же дни знакомства Борис осенил меня именами Матисса и Пикассо, о которых я не имел никакого понятия. Дороги часто попадали в поле нашего художнического внимания. Приморское шоссе, Средневыборгское, финские грунтовки. С 55-го года мы вместе выходили на этюды. Не воображайте тяжкие этюдники на наших плечах — мы графики: дощечка с зажимом для бумаги, краски в сумке. Иногда, когда мы объясняли любознательным, кто мы такие, они спрашивали: «Ну и какие же графики вы чертите?» Вообще — так повелось — живописцы нас, графиков, за художников не держат. Искусство — это живопись. Хотя из графиков часто получались живописцы, а наоборот что-то не больно-то... Финские грунтовки тогда еще блистали исправностью. Они были поделены на участки личной ответственности, и финны следили за ними. Дача в Комарово сделала нас с Борисом художниками Курортного района. Больше всего нашим акварельным десантам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz