Ковалев, Н. Н. Из книги воспоминаний "В продолжение любви" / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. - С. 190-239

ИЗ КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ 231 стол и в таком состоянии пребывала часами. Плоть ее была совершенно качественной и несколько избыточной. При том, что мы с братом находились в состоянии мучительного полового созревания, она даже представляла не­ который противоречивый соблазн. Это была, так сказать, иллюстрация, су­ ществующего в божьем мире, соединения мощи плоти с немощью духа. Во всяком случае, к научной радости пытливого и проницательного гос­ подина Фрейда, она иногда проникала в наши жаркие сны... С этой наядой говорить было не нужно, хотя какие-то простые разговоры с ней были возможны. Просто это тело, в своих текучих неосознанных пере­ движениях, находило некую, почему-то приятную для него, нишу. И этой ни­ шей был наш обеденный и единственный стол. Звуковой комфорт обеспечи­ вали ему наши разговоры между собой. Другой почти ежедневной гостьей была тетя Нюша, простонародная ма­ мина родственница из села Рыбацкого под Ленинградом, где и родилась моя мама. В село возил трамвай, и мы были легко досягаемы. Она везла буднич­ ные новости оттуда, как бы восстанавливая мамину родовую пуповину, кото­ рую ее хлопотливая семейная жизнь давно перекусила. Она сидела за тем же уникальным столом часами, часто соседствуя с пышным телом в халати­ ке, вязала и журчала свои бесконечные новости из "рыбацкой" жизни. Ее никто не слушал. Думаю, однако, что ее рассказы послужили бы бес­ ценным рабочим материалом для писателей типа Успенского и Ремизова. Мама крутилась "по хозяйству". (Бедная мама!) А мы старуху плохо пе­ реносили за ее настырные гостеванья и скобарьское произношение. После каждой фразы она громко чмокала и приговаривала: "Вота!" Наш городской снобизм не желал с этим мириться. Но мирился... Вся наша семья была всегда беззащитна перед злоупотреблениями на­ шим временем и территорией. Кого-либо прогнать даже в самой мягкой форме — мы были не способны. "А ён-то, Пантя-то, опохмяливши, шасть в куридор-та... А баб-та Мань корюшку, утрась, шелудила... Тык ен-та Пантя, с хмелу-та, покандыбал-ать... да, осклизши, балдой-то, хрясть — о сундучище... Вота!" — рокотала тетя Нюша ровным бесцветным голосом, не поднимая глаз от вязания и нисколь­ ко не рассчитывая на внимание слушателей. Не слушала ее и не смотрела на нее и наша наяда. Больше всего ее красивые и придурковатые глаза следовали за братьями. По здравому раз­ мышлению, я полагаю, что это, уже зрелое двадцатипятилетнее тело, смут­ но угадывало, что мы, подрастающие самцы, имеем какое-то отношение к его томлению и возможному разрешению этого томления. Так много уделяю внимания этим двум персонажам, потому что это тот фон, тот "антураж", с которого начинает камера оператора, подготовляя зри­ теля к появлению героев и развертыванию вереницы событий. Это — наш пейзаж. Наш "статус кво" — нечто неизменное, обрамляющее все, что про­ исходило в этой многолюдной комнате.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz