Ковалев, Н. Н. Из книги воспоминаний "В продолжение любви" / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 2000. – [Вып.] 6. - С. 190-239

ИЗ КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ 203 Но я быстро вник в правила школьной жизни. И оказалось, что я из тех детей, которые любят все делать хорошо и порицания очень боятся. При­ шлось трудится. Сообразительностью природа меня наградила. И рассеян­ ностью тоже. В писании описки, тройки за невнимание. Но честолюбие по­ беждает, и к концу года я прихожу с пятерками и четверками. Так всегда и учился. Нервный был ребенок. Не получалось — ревел, страдал, мучил ро­ дителей. Они со мной сидели, вытаскивая из себя уже ненужные знания. Великим стимулом было то, что я любил учительниц и не хотел их огор­ чать. И потом всю жизнь сопровождала меня боязнь обидеть, огорчить и того, что плохо обо мне подумают. Я хотел бы быть свободным от этого, но нет, — не получается. Так устроен. Первую учительницу я любил за... ну точно не знаю за что. Кажется, она была тихая, не ругалась, не кричала, была добро­ душна и терпелива. Звали ее Полина Алексеевна. Трогательно, что помню всех в лицо и по именам. Во второй класс я уже ходил в другую школу. Она была рядом, прямо на Неве. Наверное, только что открылась, иначе бы я сразу в нее пошел. Новая учительница, Оксана Владимировна мне понравилась. Как жен­ щина — красотой, голосом. Большими глазами, энергией. Полная противо­ положность скромной Полине Алексеевне. Начинает проявляться фундаментальная черта описываемого мальчи­ ка. Любовь к женщине, женскому. Сюда, ко мне, господа психоаналитики! Формируется маленький челове­ ческий самец. Ничего уж такого особенного... Но особенности есть. Ярко вы­ раженная стихия пола в неагрессивном женственном течении. Мечтания, пре­ клонение, нежность. Мне до сих пор не понятно, как можно хватать, напа­ дать, щупать... Форма утверждения "едо" смягченная, скорее всего несосто­ ятельная, ущербная. Жизнь это показала. Поведение женщин. Отношение к партиписиенту... Начинается долгий искус несчастливых влюбленностей. Адские мучения плоти и духа. Налицо усиленная сосредоточенность, заинтригованность воп­ росами пола. Это центр эмоциональной жизни. Все другие интересы пери­ ферийны. Вся информация художественного плана обращается в матримо­ ниальную сторону — литература, музыка, поэзия. Да ведь они на этом и ос­ нованы. Создается некий душевный коллапс. Пол, сентименты, честолюбие сливаются воедино. Идет сексуально-романтический поиск возлюбленной, поиск встречного движения. Страх, робость, несостоятельность делают уси­ лия бесплодными. Поэтому романтический и чисто сексуальный аспект далеко отходят друг от друга. Перед идеальными переживаниями стыдно за похоть, за низменную по­ ловую направленность, физкультуру плоти. Возникает лермонтовское ощу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz