Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ятттмтяюжтшяшшттш/шяттштшттштшт^ттжтжшшшшшшшхт^ятшштхш ностыо саамского костюма, сочетанием синего, красного и белого цветов. Портретная характеристика также остра и интересна. В 60-е годы активно работал и на художественном, и на обще­ ственном поприще В а л е н т и н А л е к с е е в и ч А л е к с е е в . Он окончил институт им. Репина и был, кажется, первым дипломиро­ ванным художником в Мурманске. Алексеева интересовал город строящийся, растущий. Он даже написал картину “Переезд на новую квартиру”. На выставках часто появлялись его городские наброски и этюды. Этот непоседливый, живой, говорливый человек тяготел к организаторской работе, к переговорам и обсуждениям. Он был одно время главным художником города. Поисками, изменениями и, в конечном счете, развитием озна­ менована художническая биография другого значительного мурман­ ского живописца Н и к о л а я М и х а й л о в и ч а М о р о з о в а . Морозов убежденный северянин. Образ края - его море, земля и небо, живущие в нем люди - главное направление его усилий и достижений. Может быть, никто другой не отразил так изобильно кольс- кую специфику. В картинах Морозова множество оленей, чумов, кораблей, ярких сентябрьских сопок. Морозов работает не просто много - очень много. И так - всю жизнь. Этот темпераментный живописец опровергает популярный стереотип о северной сдержанности, неяркости красок. Ведь на са­ мом деле Север, в отличие от ослепленного солнцем запыленного Юга, красочно богат. Летом напоенная влагой зелень свежа и зеле­ на, а осенью наши сопки пылают, как восточные ковры. Морозов художник живописной, чисто чувственной импрови­ зации. Он не рационален и может промахнуться - не рассчитать. Но может и попасть очень точно. В акварели Морозов стал еще ярче и решительней. Он выра­ ботал тип акварельной картинки на саамскую тему. Обычно это озеро среди сопок, чум, группа саамов в национальных костюмах. В жизни такое можно увидеть лишь на специальном представле­ нии. Но эта этническая картинка становится своего рода романти­ ческой этнической притчей. Акварельные листы и живописные этюды Морозова пленительны своей живостью и темперамент­ ностью манеры. Морозова хорошо знают в городе. Его картины повсюду. Он щедр. Он не только продает, но и дарит. Морозов талантливый и энергичный художник. Последние годы ознаменовались поисками в 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz