Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО штшттттмштшташшитяттттттмттшаашакшюяштитякшшттнгчшшттшишяшюяитт мого себя. Во всех уголках мира идет эта работа. Говорят, в искусст­ ве нет прогресса. Наверное. Это потому, что духовная сущность человека изменяется и улучшается медленно. Но есть подъемы и падения. Например, волна изобразитель­ ного искусства, поднявшаяся в Голландии в XVI-XVII веках, впо­ следствии надолго отхлынула от этой страны. Россия блистала миру высокой литературой на протяжении XIX века и сверкнула живопи­ сью в 10-20-х годах XX. Неисповедимы пути искусства... Наверняка то, что пишут и рисуют художники на краю Европы, на холодном и замечательном Кольском полуострове, нужно вечному делу россий­ ской культуры. Если говорить об изобразительном искусстве области в целом, характерная особенность его состоит в том, что художники на раз­ ные лады вырабатывают поэтику края, его иконографию. Уникаль­ ность природы полуострова ощущается почти каждым. Природа становится средством самовыражения для многих. Другая особенность состоит в преобладании живописного образа над тематическим, фабульным. То, что Мурман - область в основном недавней колонизации, обусловило то, что художествен­ ное сознание не приобрело сугубо национальной формы, как, ска­ жем, в Вологде или во Владимире. Мало работ и официальной советской тематики. Попытки “попасть в струю” редки и неудачны. Художественный авангард представлен в изобразительном искусстве весьма скудно. Лишь последние годы то, что делают участники объединения, возглавляемого Гороховским, художники упомянутой нами группы “Ход”, а также североморцы Сергиенко и Ворон, можно назвать некоторым склонением в эту сторону. Художественное сознание таких художников, как Морозов, Клюшкин, Ковалев, Завертайло, Малышев, Духно менялось. В их работах явно прослеживается линия движения в сторону большей пластической свободы, совершенствования средств выражения. Произошла индивидуализация стилей, нарастание личностных ка ­ честв. В то же время никакими легковесными и спекулятивными де­ маршами атмосфера художнической искренности не нарушалась. За редкими исключениями... Художникам Мурманского края нужно то же, что и всем дру­ гим: отсутствие самодовольства и успокоенности, постоянная забота о своем духовном и профессиональном росте. Последние показатели связаны один с другим. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz