Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.

том скрупулезного архивно-исторического исследования. Автору статьи это не по силам и не входит в его задачу. И, конечно же, жизнь изобразительного искусства не исчерпывается тем, что де­ лается художниками - членами Союза. Так или иначе, а в том памятном для художественной истории края году пять одобренных Москвой профессионалов образовали минимально достаточную ячейку СХ (первоначально она называ­ лась оргбюро). ... Провинциальные города, провинциальное искусство. Какую роль играла провинция в судьбе искусства России? Большую, надо сказать, заметную роль. Люди рождались и в малых городах. Чехов, Суриков, Горький, Петров-Водкин, Павел Кузнецов и многие другие. Кое-кто даже учился поначалу в про­ винции. Но крупные города постепенно притягивали и поглощали таланты. Главными путями становились пути столичного искусства. Тем не менее питательной средой, материалом, который порождал “критическую массу”, нужную для возникновения высокого ка ­ чества, была провинция, ее люди, кружки, объединения, издатель­ ства - то брожение умов и талантов, которое существовало в старых русских городах. Было это и до революции, было и в советское вре­ мя. Но в советское время централизация интеллектуальных ресур­ сов усилилась. Даже Ленинград стал терпеть убытки, утечку умов и талантов - Москва перетягивала. Столица - ничего не поделаешь! В Мурманске же профессиональный Союз образовался в годы, когда замороженное советское искусство только начало оттаивать. Краю не повезло ни с историей культурной жизни - она младенче­ ская, ни с художественным образованием. Детская художественная школа - и больше ничего. Но приезжали способные люди, выростали свои таланты, и мы имеем возможность говорить о М у р м а н - с к о й живописи, графике и прикладном искусстве. Кольская Земля настолько привлекательна для художествен­ ного освоения, что здесь побывали многие художники: К. Коровин и В. Серов, ленинградцы Н. Костров, Ю. Васнецов, Н. Чарушин, В. Прошкин и другие. Не раз странствовали по Кольскому творче­ ские группы СХ СССР. Андрей Яковлев начал свою “Северную Одиссею” на Шпицбергене и первой выставкой в Мурманске. Итак, особенно заладилось художественное дело на Мурмане в 60-е годы. Союз стал расти и развиваться. При нем возникло мо­ лодежное объединение. Тем не менее художников для такого боль­ шого города до сих пор не густо и организация художников невели- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz