Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.
том скрупулезного архивно-исторического исследования. Автору статьи это не по силам и не входит в его задачу. И, конечно же, жизнь изобразительного искусства не исчерпывается тем, что де лается художниками - членами Союза. Так или иначе, а в том памятном для художественной истории края году пять одобренных Москвой профессионалов образовали минимально достаточную ячейку СХ (первоначально она называ лась оргбюро). ... Провинциальные города, провинциальное искусство. Какую роль играла провинция в судьбе искусства России? Большую, надо сказать, заметную роль. Люди рождались и в малых городах. Чехов, Суриков, Горький, Петров-Водкин, Павел Кузнецов и многие другие. Кое-кто даже учился поначалу в про винции. Но крупные города постепенно притягивали и поглощали таланты. Главными путями становились пути столичного искусства. Тем не менее питательной средой, материалом, который порождал “критическую массу”, нужную для возникновения высокого ка чества, была провинция, ее люди, кружки, объединения, издатель ства - то брожение умов и талантов, которое существовало в старых русских городах. Было это и до революции, было и в советское вре мя. Но в советское время централизация интеллектуальных ресур сов усилилась. Даже Ленинград стал терпеть убытки, утечку умов и талантов - Москва перетягивала. Столица - ничего не поделаешь! В Мурманске же профессиональный Союз образовался в годы, когда замороженное советское искусство только начало оттаивать. Краю не повезло ни с историей культурной жизни - она младенче ская, ни с художественным образованием. Детская художественная школа - и больше ничего. Но приезжали способные люди, выростали свои таланты, и мы имеем возможность говорить о М у р м а н - с к о й живописи, графике и прикладном искусстве. Кольская Земля настолько привлекательна для художествен ного освоения, что здесь побывали многие художники: К. Коровин и В. Серов, ленинградцы Н. Костров, Ю. Васнецов, Н. Чарушин, В. Прошкин и другие. Не раз странствовали по Кольскому творче ские группы СХ СССР. Андрей Яковлев начал свою “Северную Одиссею” на Шпицбергене и первой выставкой в Мурманске. Итак, особенно заладилось художественное дело на Мурмане в 60-е годы. Союз стал расти и развиваться. При нем возникло мо лодежное объединение. Тем не менее художников для такого боль шого города до сих пор не густо и организация художников невели- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz