Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО шшмжттттт.ткштшпнютттттюют«мжтзжтттткгая ктш1нштяиш яя1ш1хж1мят!яш$ж Один из самых известных [рафиков края - Михаил Кирин. Линогравюра, офорт, гравюра на дереве - его техники. Печатные техники. Отступление для тех, кто не знает, как это делается. Печатный станок - древнее приспособление. Изобретение его приписывается Гутенбергу. Принцип печати состоит в оттискивании изображения, сделанного разными способами на форме (доска, камень, металлическая пластинка), на лист бумаги. С формы, покрытой краской, изображение перено сится с помощью прижатия под давлением на бумагу. Это мож но сделать посредством пресса или прокатывания на металлической доске меж ду двумя валиками. (Два вида пе чатных станков). Всем этим давно, успешно и умело занимается художник Ки рин. М и х а и л К и р и н - патриот края. Вообще Севера, вообще России, русской культуры, народного творчества. Отчасти коллек ционер. Местная тема органически вошла в его творчество. И не толь ко природа - сопки, озера, но и города, корабли, памятники архи тектуры Севера и даже мотивы истории Мурманска, его науки и рыболовного дела. Михаил и его жена Вера причастны и художе ственной педагогике. Оба они работали в детской художественной школе. Эстетика Кирина сложилась в 60-е годы, когда шли энергич ные поиски графического языка и возникла контрастная черно белая гравюра. Минимум средств, максимум выразительности - можно считать лозунгом этого искания. Это умение выработать пластическую формулу изображаемого очень пригодилось художни ку и в работе над плакатом и всякого рода значками и эмблемами. Интересны его опыты в цветной линогравюре. Порт с кораб лями, котлованы северных озер, северные сияния, переходы вечерне го неба передаются достаточно условно, но зрительно ощутимо. Неповторимость наших природных реалий - сюжет многих листов Михаила Кирина. В последние годы художник много эксперименти ровал с нетрадиционными печатными фактурами, добиваясь новиз ны и изысканности. Работы Кирина уверенно вошли в основные фонды мурман ского искусства. 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz