Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО »Ш1>Ж№»»1№«|>><1|»»»1ЮИ1ОТ1»ГМ1»»»1И1»<ПЧ<~1«ПТП«тШИ«|»|ЛМИ1ПИ«Щ|Т«|ПТГЩ|'ГГГГтГГ~ГПУ',,"Т,~"' ей художественного мышления обогатилась и стала более свободной и техника его акварельной живописи. Нам представляется, что Карпович оказал существенное влия­ ние на всех мурманских участников “акварельного движения”. На­ ши “масляные” живописцы с головой ушли в это дело. Особенно сильнодействующим оказалось обращение к аква­ рели для Николая Морозова. Цветовой состав его живописи стал ярче и разнообразнее. В 70-х годах, окончив художественное училище имени Серова в Ленинграде, начала активно работать В е р а Б о р и с о в а , очень способная и энергичная художница. Она оформила детскую книгу В. Семенова “Ау!”. Тут же занялась и станковой графикой. Испытав в той и дру­ гой отрасли некоторое влияние художника В. Пивоварова, Вера все же выработала свой стиль. Ее офорты затейливы и концептуальны. В них всегда есть композиционная острота и метафоры несколько фантастического плана. В свободном, как бы сновидческом про­ странстве, возникают рыбы, птицы, облака... Вера хорошо справляется с техническими проблемами и по­ стоянно расширяет свои профессиональные возможности. Несколь­ ко лет назад она перебралась в Москву, много работала в книжной и журнальной графике, добилась признания и в столице. Еще одна Вера - Ч е б о т а р ь быстро обозначила свой ха­ рактер в графическом искусстве и стала набирать силу, “разветвляясь” в стороны самых различных техник. Есть у нее и работы пером, и карандашные рисунки, и офорты, и акварели. Появились даже керамические сюжетные композиции. Есть се­ рия, посвященная жителям одной деревни. Есть и иллюстрации к И. Бабелю... Авторство всех этих работ хорошо узнается благо­ даря своеобразию замысла и почерку исполнения. Это свойство важное и ценное. И еще одна заслуга: Вера Чеботарь много лет' тер­ пеливо и со знанием дела ведет изостудию в Межсоюзном доме культуры. Мастеровитый представитель строго реалистического, можно сказать даже академического стиля - А н а т о л и й Ш а к о в е ц . Он крепкий рисовальщик, умелый акварелист. Если надо, то и пла­ катист, и художник-оформитель. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz