Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ■ ш н ш в м в н в ш ш и ш ш а м и ш ш м я ш в т н ш н н н т н м н в ш ш п ш м ! Шемякин был (был потому, что не пишет более) одним из са­ мых грамотных художников в городе. Он хорошо знал изобрази­ тельное искусство, умел извлекать из этого знания уроки. Вот, пожалуй, и все главные персонажи первых двух десятиле­ тий Мурманской организации Союза художников РСФСР по разде­ лу живописи. Под ударами истории Худфонд, эта малая империя в им ­ перии СССР, потерял экономическую основу, свой государ­ ственный заказ и, по существу, распался. Многие областные подразделения приказали долго жить... Случилось это и в Мурманске. Организация Союза худож ников существует, но “базы ” не стало и худож никам теперь тяжелее и тревож ­ нее жить, как и всем гражданам страны. Некоторые худож ники приспособились к новым условиям, условиям индивидуального выживания. А инъш, что назы­ вается, совсем туго. Торговля своими работами стала основ­ ным источником существования мастеров кисти. В этом нет ничего недостойного, если это не в ущ ерб творчеству. Но, увы, в жизни происходит иначе... Некоторые по-прежнему преподают в художественных школах. И это не худш ий способ применения квалификации. Надо воспитывать новых художников. Традиционная 'для всего мира и для России в прошлом форма поддержки культуры - меценатство, частные инве­ стиции, в теперешней России выражена еще слабо. Стране не до искусства. Трудно написать творческий портрет одного из самых замет­ ных на полуострове художников А н а т о л и я С е р г и е н к о . Яркий. Быстро меняющийся. Вспоминаются многие метамор­ фозы этого неугомонного, резкого на поворотах художника. Явная одаренность и огромная энергия Анатолия всегда налицо. Но лицо это меняется. Художник чутко реагирует на все движения в искусст­ ве. В пору воздействия на художественную среду В. Попкова, Колесо истории В. Иванова, Д. Жилинского Сергиенко “ряд. Речь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz