Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО тттттхтттштвюашшштяятштетттитттттттшвттт тельная... Следующим этапом северного пути Яковлева стала Чу­ котка. Кольский полуостров красив, увлекателен. Такие горы и воды за два часа лета от Москвы только и увидишь, что в Крыму да на Кольском. Уже помянутый добрым словом Краеведческий музей, суще­ ствовавший с 1926 года, вновь открыт в 1958 году. Музей очень хо­ роший, умно организованный, прекрасно оформленный. Наши ис­ кусствоведы, тогда еще совсем молодые девушки, стали работать в отделе искусства. Отдел получился сильный. Фонды его быстро по­ полнялись работами художников, которые приобретало областное управление культуры. Кое-что перепадало из Москвы. Так, в одной из командировок Елена Сергеевна “отхватила” комплект факси­ мильных репродукций “нового западного искусства”, подарок Нади Леже. Особые репродукции, как две капли воды похожие на сами картины. Жаль, что нет места сделать постоянно действующую вы­ ставку. В отделе искусства работали Т. Штакельберг, Е. Иванова, Т. Попова, Т. Рыжкова. Отдел долгое время возглавляла JI. Мара- ховская, она была очень внимательна к мурманским художникам. Музей был “родным” для них, единственной, по существу, выста­ вочной площадкой. В стране Период с 10-х по середину 30-х годов был в нашем российском искусстве временем подъема и выхода на мировую арену. Революция возбудила творческую энергию и поначалу способствовала духу новаторства и поиска. Примерно с середины 30-х наступила реак­ ция. Идеология большевизма в изобразительном искусстве опреде­ лила линию на реализм “передвижнического” толка, воспевание советского образа жизни и бесчисленных достоинств партии и ее вождя. Борьба художественных группировок закончилась победой канонов соцреализма. Собственно победа и состояла в этом избрании и поддержке власти. Создаваемое Сталиным тоталитарно-полицейское государ­ ство в живом, неконтролируемом искусстве органически не нужда­ лось. Недаром искусство гитлеровской Германии так разительно 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz