Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ^тмш/мшттятаттмштштяттшитжашттягу^пптттштттштчнт'штукушчппктк-г-''"»^!^ А р в и Х у т т у н е н давно связал свою работу с состояния­ ми северной природы, с силуэтами горной тундры. В его пейзажах часто встречаются несколько планов уходящих вдаль сопок и цвето­ вые переходы угасающего неба - от желто-красного до темно-синего. Эго излюбленный мотив, волнующий художника сюжет. Но есть холсты и картоны, где над городом высится кран или плещется се­ верное сияние. В любом случае Хуттунен - романтик, создаю­ щий торжественное, возвышенное настроение. Жаль только, что это достигается часто слишком уж заученными, рецептурными спо­ собами. Художник откликается и на экологические беды. Зрители, вероятно, помнят его картину, где земля, бесплодная и пустая, до самого горизонта изрыта какими-то червеобразными существами. Символ порчи, гниения. Хуттунен нашел контакт с северянами, любим ими. Во многих домах мурманчан висят его картины. Арви Иванович оформил ма­ газин “Полярные Зори” и сделал это очень стильно, резко обозначив свои индивидуальные черты. К старшей команде следует отнести и давнего члена Союза Г е н н а д и я Г е р а с и м о в а . Он добавил свои труды реалистиче­ ского пейзажиста к живописной “мурманиаде”, к тому, что делали Морозов и Баранов. Вероятно, его не покидала мечта о “большой теме”, он написал картину “Победа Советской власти на Мурмане”. Это не самая удачная его работа. Гораздо лучше художник пишет пейзажи и цветы. Очень характерно для областного сообщества художников то, что штурм вершин официоза им не удался. Отнесем это к их поло­ жительным качествам. В 60-е годы работал Г е р м а н Ш е м я к и н . А в 70-х, к со­ жалению, перестал работать... Шемякин всегда работал медленно. Прежде всего, это следствие большой основательности и требова­ тельности к себе. Этюды, которые он привозил из Средней Азии и средней России, были крепко и красиво сработаны. Шемякин полу­ чил или лучше сказать в з я л хорошее образование. (Не каждый получающий умеет взять...). Как и многих мурманчан, Германа волновал порт. Есть ряд холстов, где группы судов умело и пластично соединены в живопис­ ное целое. На одном из его полотен огромный портальный кран стоит железным богатырем, как бы излучая в пространстве эмана­ цию своей мощи. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz