Ковалев, Н. Н. Изобразительное искусство Мурмана / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. отд-ние Союза рос. писателей ; [ред.-сост. Б. Н. Блинов]. – Мурманск, 1998. – [Вып.] 4. - С. 6-45.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО шшиж1т т1жхжжижжкм1пятжтмт1тяашятлгш1титжж11ж1шят1ттютюжкттяпш1тх1ж(1 тия мастерских возникла очень нескоро. Вторым обитали­ щем худож ников стала серия мастерских на проезде Связи, что на горе над кинотеатром “М урм а н ск”. Зарабатывали на жизнь худож ники по-разному. Но основным источником заработка были Мурманские худож е­ ственно-производственные мастерские Худфонда С Х РСФСР. Они замыкались на Москве. То есть прибыль пере­ водили в Центр. Худфонд снабжал мастерские материалами для работы. Художники, штатные и нештатные, получали зарплату за сделанную работу. Мастерские делали все что угодно: наглядную агитацию, оформляли выставки на пред­ приятиях, интерьеры различных учреждений, изготовляли плакаты, этикетки, выполняли эскизы сувенирных знаков и т. д. и т. п. Делалось это все худож никами в основном кус­ тарным, индивидуальным образом. Ц еха с соответствую­ щим оборудованием мастерские не имели. Художники-графики, имеющие навыки иллюстрирования и оформления, работали над книгами М урманского книжного издательства. Все, что делалось под эгидой мастерских достойного и качественного, можно смело приписать способностям и де­ ловым качествам самих исполнителей. Надо было как всегда “выбить”, “подмазать", “достать” - кому не знакома эта советская терминология... Что-то сделать “под клю ч"м огли немногие. И многие оформительские начинания застревали на стадии проекта, эскиза, картона. Впечатление было такое, что заказчикам было важно скинуть деньги (в скобках за­ метим - народные) по статье “оформление", а там - не рас­ ти трава. Чисто творческих заказов, на картину, на акварель, было немного. Н и к о л а й Н о в и к о в полюбился многим как “мастер лирического пейзажа”. И действительно, он обладал и живописным умением, и большим лиризмом. Так что этот искусствоведческий штамп ему совершенно впору. Новиков писал и свой родной валдай­ ский Осташков, и здешние, кольские, мотивы. Делал он это красиво и проникновенно. К любимому озеру Селигер ездил каждое лето. Да там и умер еще совсем не старым... 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz