Ковалев, Н. Н. Бесконечная глубина : [эссе] / Николай Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. И. А. Бессонов]. - Мурманск, 2008. - [Вып.] 13 . - С. 324-332.

326 Мир во власти безумия. Романтика зла, насилия, грубого самоут­ верждения порождает отрицательную энергию и может замкнуть дело цивилизации. Страшной платой за этот произвол может стать самоиз- живание рода, конец человеческого мира. Только движение в глубину способно охранить вечные ценности, породить новые радости, обуздать Зло. Только на этом пути цивилиза­ ция и составляющие ее наука, техника, законотворчество - все, без чего человечество не может обойтись по природе своей, обретет по­ ложительный смысл. И церкви всего мира, имеющие ту же драмати­ ческую историю, что и все другие человеческие институты, освободят заключенные в них возможности единения людей. Единение людей в любви и взаимоуважении должно сменить политические и всякие дру­ гие корпорации, существующие ныне, бесплодные и разрушительные в большинстве своем. Но то дело далекого и неясного будущего. У нас, в России, слышны разговоры о том, что исчезла объединя­ ющая идея, рухнули идеалы... О чем речь? О социальных утопиях? Они всегда были лишь химерами и вели к разочарованию и краху. Так называемая «русская идея», вера в духовное лидерство пра­ вославия была легко побеждена коммунистической доктриной. Однако, в мире есть идея, естественно присущая человеку любой национальности: исполнение Божьего замысла относительно челове­ ка. Это раскрытие лучших свойств и способностей личности и следую­ щее из него возрастание любви. Все учения, ведущие в глубину, раскрывающие Человека в нем самом, давно преподаны лучшими людьми. И, верно, с наибольшей полнотой Христом. Разве нужны другие программы? Разве эта про­ грамма выполнена и уже устарела? Она соединила в себе лучшие мысли лучших людей земли, живших до и после Христа: Сократа, Лао- Цзы, Магомета, Паскаля... Христианское учение, может быть, наибо­ лее совершенный ключ к раскрытию и расцвету личности. Для ощущения его силы и блага не нужна даже причастность к какой-либо из ветвей Церкви. Они познаются и на интеллектуальном уровне. Загадочность «морального закона», так волновавшая Канта, всегда свидетельствует о Боге. Не в категориях доказательства, а не­ посредственно - в ощущении. Всякое отрицание Бога ведет к мате

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz