Ковалев, Н. Н. Ксенофилия : эссе / Н. Ковалев // Мурманский берег : литературный альманах / Мурм. орг. Союза рос. писателей ; [гл. ред. И. А. Бессонов]. – Мурманск, 2005. - [Вып.] 10. - С. 254-267.
263 революции толпами потекли в самый руссоприимный по тому времени город Берлин. И это еще когда война не кончилась! Первая война, затеянная немецким «начальством», обошлась без покаяния. Но вторая кончилась великим. Нам бы такого за революцию и «большой террор» (Куда там!). Русские, евреи, немцы - нации, взыскующие Единой Истины, Царства Божьего на земле, Высшего Порядка и тому подобного. Отсюда расположенность к утопическим построениям - коммунизму, мессианству, фашизму. И, как следствие, наказание и расплата - великие трагедии сбоя нормального течения истории. Русско-немецкая романтика таила в себе генетическую опасность. Немецкая - через героическую философию Ницше - вела в фашизм; русская - через мессианское учение Маркса о пролетариате - в гибельную революцию. «Загадочная» немецкая душа соткана, как и русская «загадоч ная», из противоречий. Немецкое мещанство, туповатая пошлость, доверчивая законо послушность - может быть, это и правда. Но сколько немцев, мятежных немецких душ поднималось над толпой, над обыденностью. Сколько миссионеров растекалось с Истиной Христовой по планете, шло к пигмеям и крокодилам! Один Швейцер, швейцарец немецких кровей, чего стоит! Ученый, музыковед, айболит африканский... Там, в Африке, за свое доброхотство и погибший. Немцы любят вязнуть в болотах и падать в пропасти. Немцы любо знательны. По всему миру колесят чистенькие немецкие старушки в голубых перманентах. ...В Берлине я бродил по прохладным залам Боде-музеума, обозревал шедевры всех времен и народов, добытые деловитой немецкой археологией. Какой великий добытчик Прошлого был Шли- ман, мечтательный и деятельный! Русский XIX век воспитан явлениями германского духа. Задолго до возникновения русской философии, философией на Руси времен Грановского, Белинского и Герцена был Гегель. Шиллера в России встречали как родного. Гофман для русской литературы значил больше, чем для немецкой. Гоголь времен «Петербургских повестей» -чистый Гофман. Гофман - Гоголь - Достоевский - Булгаков. Есть смысл в прослеживании такой линии, не правда ли? Nict wahr? А музыка? Шестьдесят процентов мировой музыкальной классики - немецкого происхождения. Уже никто и спорить не станет с тем, что король музыки - Иоганн Бах...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz