Крылья любви : фронтовые письма 1941–1945 годов / автор идеи, составитель: Ковалев А. В. ; авторы текстов: Ковалев А. В., Токарева А. С. ; редакторы: Мерзлякова Е. Б., Орешко М. А. ; Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека. – Мурманск : МГОУНБ, 2023. – 246 с. : ил.

173 Францев Евгений Иванович Конструкторские способности Жени проявились и в том, что он смастерил коляску- автомобиль для младшего брата, Славы, который не мог ходить из-за травмы ноги, а время подошло учиться. Женя сделал ему коляску, и братишка ездил в ней в школу, везде катался, что явилось сенсацией для всех ребят улицы. В Шумерлинской школе Женя стал выделяться в учебе, получил первые похвальные листы, активно участвовал в общественных делах, стал пионерским вожаком. Его энтузиазм и отличная учеба были отмечены летом 1937 года после окончания 7 класса путевкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Евгений потом вспоминал: «Годы моей учебы в Шумерлинской школе были самым лучшим временем детства». В марте 1938 года, когда завершал учебу в 8 классе, он вступил в комсомол, и одним из комсомольских заданий было поручение, считавшееся очень серьезным, – организовать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия. Помимо моделирования и шахмат он увлекался волейболом, лыжами и борьбой с братом Колей. Летом 1938 года отца вновь переводят на другое место работы – на станцию Сергач, где Евгений пошел в 9 класс, но проучился всего несколько месяцев. В 1939 году семья Францевых переезжает в город Чернушка, где Евгений поступает в школу № 9. В 10 классе Евгения на комсомольском собрании избирают комсоргом. Затем, на районной конференции, - членом райкома ВЛКСМ. Школьная же организация комсомола доверяет ему работу заместителя секретаря. Он увлекается самодеятельным искусством. В 1940 году оканчивает школу с отличием. 13 октября 1940 года Евгений начал обучение в Военно-Морском авиационном училище им. Леваневского в городе Николаев. Обучение велось только по одному направлению – военно-торпедному. Летом 1941 года, в первые дни Великой Отечественной войны, немецкая авиация бомбила аэродромы училища, стремясь уничтожить авиатехнику и сорвать подготовку курсантов. Уже в июле 1941 года Евгений учится в военно-морском авиационном училище в городе Ейске. В училище Францев вёл обширную переписку с подругами из Чернушки Катей и Верой, ждавшими встречи с ним, со многими товарищами-фронтовиками, с сестрой и братом, бывшими на фронте. Его очень огорчило, что он не может вместе с ними сражаться на поле боя. Евгений записывает в дневнике: «Со мной творится что-то неладное. Как в глаза ребятам смотреть буду, как с родителями говорить, что Коле, дорогому брату, раненному на фронте, скажу? А Миле, славной фронтовичке, дорогой и любимой сестрёнке, как посмотрю в глаза?... Хочется поскорее на фронт, воевать. Сейчас здорово бьют Гансов. Как бы я хотел быть вместе с нашими наступающими и разящими врагов воинами! Когда же, наконец?! Из письма Веры узнал, что 10 мая под Ленинградом геройской смертью погиб её брат Миша Плеханов. Как тяжела утрата друга. Буду жив – отомщу гитлеровской сволочи за всех вас, дорогие товарищи! Месть! На занятиях по текущей политике узнал о новых страшных зверствах немецких варваров – 53 тысячи убитых в Киеве! Это чёрт знает что за изверги! Пятнадцать дней шла расправа с жителями: приводили партии людей, заставляли их копать могилы и затем расстреливали, заполняя ямы трупами мирных людей. И детей живыми закапывали! Я бы зубами рвал этих варваров! Всем, что будет под рукой, буду бить беспощадно фашистскую сволочь. За Колю отомщу! За товарищей, за Родину – вперед к победе! Скорее бы на фронт!». С первого же полета на По-2 Францев понял, что научиться в совершенстве управлять самолетом - дело нелёгкое. Евгений решил во что бы то ни стало стать хозяином неба. Он всегда внимательно прислушивался к замечаниям инструктора, аккуратно записывал их себе в специальную тетрадь, наблюдал за полётами товарищей, стараясь подмечать их ошибки с тем, чтобы не допускать таких же в дальнейшем самому. Евгений настойчиво и упорно изучал матчасть самолетов и теорию полетов. Трудности,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz