Крылья любви : фронтовые письма 1941–1945 годов / автор идеи, составитель: Ковалев А. В. ; авторы текстов: Ковалев А. В., Токарева А. С. ; редакторы: Мерзлякова Е. Б., Орешко М. А. ; Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека. – Мурманск : МГОУНБ, 2023. – 246 с. : ил.
155 Скнарёв Александр Ильич по обвинению в хищении военного имущества и приговорен к расстрелу. По официальной версии: незаконно вскрыл продовольственный склад на одном из удалённых авиационных постов и продукты потом продал в гарнизоне. По рассказам сослуживцев, во время вынужденной посадки нашёл продукты на брошенной заимке и затем раздал в гарнизоне женщинам, а склад был разграблен в другом месте, но в этом обвинили Скнарёва. После обращения с ходатайством о помиловании Постановлением Верховного Суда СССР от 21 мая 1942 года высшая мера наказания была заменена на 10 лет лишения свободы с отправкой на фронт. В боях Великой Отечественной войны Скнарёв Александр Ильич с августа 1942 года. Попал Скнарёв на Северный флот, а здесь поступили разумно, «штрафника» направили не в морскую пехоту, а в авиацию, опытными авиаторами дорожили. Воевать Скнарёв Александр Ильич начал в должности воздушного стрелка- бомбардира в 118-м разведывательном авиационном полку на летающей лодке МБР-2. Должность обязывала Скнарёва трудиться штурманом и бомбардиром, прокладывать курс и сбрасывать бомбы на заданные цели, а при появлении вражеских истребителей браться за пулемёт. При выполнении разведывательных заданий, которые совмещались с бомбардировкой портов и кораблей противника, Скнарёв Александр Ильич показал себя умелым воином и навигатором. 26 февраля 1943 года подбил немецкий истребитель Ме-109, проявил мужество и находчивость при спасении экипажа горящего гидросамолёта, приводнившегося в море. Был награждён орденом Красного Знамени. 3 марта 1943 года военный трибунал Северного флота пересмотрел дело штрафника-штурмана с учётом проявленного им героизма на войне и определил: «Скнарёва от отбывания наказания освободить полностью и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1943 года считать не судившимся». Ему вернули звание капитана. Капитан Скнарёв Александр Ильич получил назначение на должность штурмана 1-й эскадрильи 29-го бомбардировочно-пикировочного полка. В течение весны освоил пикирующий бомбардировщик Пе-2. В дальнейшем летал в экипаже командира эскадрильи С. В. Лапшенкова. Согласно оперативным сводкам ВВС флота только 16 и 20 июля 1943 года они потопили два транспорта противника. В феврале 1944 года Скнарёва Александра Ильича перевели в торпедоносную авиацию, он стал штурманом эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка, по ходатайству командира полка гвардии подполковника Б. П. Сыромятникова. За короткое время освоил американский самолёт А-20Ж «Бостон», летал в экипажах командиров эскадрилий гвардии капитана Ивана Гусева и гвардии майора Андрея Волошина. Скнарёв Александр Ильич участвовал в полётах на «свободную охоту», групповых атаках, летал днём и ночью. После успешно выполненных заданий с Гусевым в марте 1944 года его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, а летом, летая в экипаже Волошина, удостоился второго ордена Красного Знамени. Скнарёва Александра Ильича повысили в звании, в августе получил назначение штурманом полка, стал членом экипажа Б. П. Сыромятникова. К октябрю 1944 года гвардии майор Скнарёв Александр Ильич совершил 133 боевых вылета, провёл 18 торпедных атак, потопил 3 транспорта и шхуну противника. Бессмертный подвиг совершил в одном из боевых вылетов в составе экипажа подполковника Б. П. Сыромятникова, в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск. 16 октября 1944 года на подходе к каравану вражеских судов в районе мыса Хибергнесет (Норвегия) самолёт Скнарёва Александра Ильича был подбит зенитной артиллерией, но, несмотря на это, с боевого курса не свернул. Экипаж горящего торпедоносца, с дистанции 800 метров сбросив торпеду, потопил противника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz