Ковалев, А. В. Подвиг судей Мурманской области в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Ковалёв Александр. – Мурманск : [б. и.], 2023. – 105 с., [17 c.] прил. : ил.

7 Линейный суд и военный трибунал Мурманского бассейна Линейный суд и военный трибунал Мурманского бассейна (1934 – 1953 годы) 16 августа 1938 года был издан Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». На основании данного закона в СССР действовали специальные суды: а) военные трибуналы; б) линейные суды железнодорожного транспорта; в) линейные суды водного транспорта. Председатель, заместители председателя, члены специальных судов СССР избирались Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Для участия в судебных заседаниях военных трибуналов, линейных судов железнодорожного и водного транспорта привлекались народные заседатели, которые избирались краевыми и областными Советами депутатов трудящихся и Верховными Советами союзных и автономных республик. Военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривали дела в составе председательствующего – председателя или члена суда - и двух народных заседателей, кроме случаев, когда по закону дела рассматривались в составе трех членов соответствующего суда. Военные трибуналы были организованы: а) при военных округах, фронтах и морских флотах; б) при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях. Военные трибуналы рассматривали дела о воинских преступлениях, а также об иных преступлениях, отнесенных законом к их ведению. Военные трибуналы при округах, фронтах и морских флотах рассматривали уголовные дела, отнесенные законом к их ведению, а также рассматривали жалобы и протесты на приговоры по делам, рассмотренным военными трибуналами армии, корпусов, иных воинских соединений и военизированных учреждений. Линейные суды железнодорожного и водного транспорта рассматривали отнесенные законом к их ведению дела о преступлениях, направленных на подрыв трудовой дисциплины на транспорте, и о других преступлениях, которые нарушали нормальную работу транспорта. Линейные суды железнодорожного и водного транспорта были организованы на железных дорогах и водных путях сообщения. Председатели военных трибуналов, линейных судов железнодорожного и водного транспорта председательствовали в судебных заседаниях или назначали для председательствования в судебных заседаниях членов военных трибуналов и линейных судов, назначали дела к слушанию, давали распоряжения о вызове в суд обвиняемых, свидетелей и экспертов [1] . Линейный суд Мурманского бассейна был образован постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 июня 1934 года для осуществления судебных функций в отношении рабочих и служащих предприятий и организаций Мурманского водного бассейна. В связи с началом Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года линейный суд был преобразован в военный трибунал Мурманского бассейна, который подчинялся в своей деятельности Главному управлению военных трибуналов железнодорожного и водного транспорта Народного комиссариата юстиции СССР, с 15 марта 1946 года – Министерства юстиции СССР. Распоряжением Главного управления военных трибуналов железнодорожного и водного транспорта № 095Т от 8 ноября 1942 года на военный трибунал Мурманского бассейна было временно возложено обслуживание Беломорско-Онежского пароходства. Распоряжением Главного управления

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz