Ковалев, А. В. Подвиг судей Мурманской области в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Ковалёв Александр. – Мурманск : [б. и.], 2023. – 105 с., [17 c.] прил. : ил.
72 Из биографии и воспоминаний Титова Фёдора Дмитриевича Из биографии и воспоминаний председателя военного трибунала Северного флота Титова Федора Дмитриевича (1958 – 1963) Утром 11 января 1962 года в городе Полярном Мурманской области на борту дизельной подводной лодки «Б-37», стоявшей у пирса Екатерининской гавани, взорвался боезапас – 12 боевых торпед. В результате самой крупной катастрофы в истории российского подводного флота число жертв на «Б-37» и стоявшей рядом «С-350», а также на пирсе торпедно-технической базы достигло 122 человек. Обстоятельства катастрофы «Б-37» изучала правительственная комиссия, которую возглавил Главком ВМФ Горшков С. Г. Сюда же входила большая группа ученых под руководством академика Александрова А. П. Сначала они выдвинули двадцать четыре версии, с каждой основательно работали. В итоге сошлись в одном: детонацию боезапаса спровоцировал объемный пожар в торпедном отсеке, истинную причину возникновения которого установить не удалось. Министр обороны Маршал Советского Союза Малиновский Р. Я. доложил первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву Н. С. и Президиуму ЦК, что в случившемся непосредственно виноват командир «Б-37» капитан 2 ранга Бегеба, уцелевший в этой аварии. Он был отдан под трибунал, а целый ряд руководителей, в том числе командующий флотом адмирал Андрей Чабаненко, освобождены от занимаемых должностей. 22 июня 1962 года военный трибунал Северного флота под председательством полковника юстиции Федора Дмитриевича Титова оправдал командира подлодки «Б-37». Этот процесс вошел в историю военных судов как хрестоматийный пример проявления независимости судьи, преодолевшего давление на суд из высших эшелонов власти. Федор Дмитриевич Титов родился в Москве в 1915 года. После окончания десятилетки поступил в столичный юридический институт. Однако жизнь внесла некоторые коррективы в планы будущего правоведа. В 1939 года была основана Военно- юридическая академия, готовящая офицеров для военных трибуналов и прокуратур, в которую в предвоенные годы перевели часть студентов из других вузов. В их число попал и Титов. За два месяца до начала войны он закончил академию и был направлен в военный трибунал Балтийского флота. После войны он уже возглавлял отдел флотских трибуналов Управления военных трибуналов Минюста, а затем в звании подполковника юстиции проходил службу в качестве руководителя правового отдела Советской военной администрации в Германии, которая непосредственно управляла советской зоной оккупации с 1945 года до момента образования ГДР в 1949 году. В 1958 году Титов возглавил военный трибунал Северного флота. Закрытое заседание трибунала по рассмотрению уголовного дела по обвинению Бегебы в совершении преступления, предусмотренного ст. 260, п. «а» Уголовного кодекса РСФСР, проходило в Полярном с 18 по 22 июня 1962 года. Обвинительное заключение было сформулировано так: «Капитан 2 ранга Бегеба Анатолий Степанович, являясь командиром подводной лодки «Б-37», преступно-халатно относился к исполнению своих служебных обязанностей, систематически нарушая требования Корабельного устава (КУ) и Наставлений Военно-Морского Флота… Во время возникшего на подводной лодке пожара около 8 часов 20 минут Бегеба не выполнил долг командира, как это предусмотрено ст. 156 КУ, ст. 13 «Наставления по борьбе за живучесть подводной лодки». Зная, что в лодке осталось много людей, в главный командный пункт лодки он не спустился, обстановку не выяснил, личный состав на борьбу за живучесть корабля не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz