Ковалев, А. В. Подвиг судей Мурманской области в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Ковалёв Александр. – Мурманск : [б. и.], 2023. – 105 с., [17 c.] прил. : ил.
14 Линейный суд и военный трибунал Мурманского бассейна судимого, б/п, из крестьян-середняков, с 7/XII- 1939 года работал в Мурманском военном порту в качестве капитана на буксирном пароходе № 15, проживал в г. Мурманске на ул. Максима Горького, д. 10. Обвиняется по ст. 16-59-6 УК. Следствием установлено, что 29/VI- 1941 г. Шестаков на буксирном пароходе № 15 шёл из города Полярное в г. Мурманск. На пароходе в это время, кроме команды, находилось до 60-80 человек красноармейцев. В районе между островом «Сальный» и маяком «Ретинский» в воздухе появилось несколько вражеских истребителей и два советских гидросамолёта. Наши самолёты вступили в бой с вражескими истребителями. В воздушном бою один из наших самолётов был повреждён-подбит, охваченный пламенем огня, он был вынужден сделать посадку на залив. Буксирный пароход № 15 в это время от горевшего гидросамолёта находился на расстоянии 200-300 метров, капитан Шестаков и многие из команды парохода видели, что самолёт, получивший повреждение, сделал посадку на залив и идёт ко дну (тонет), что его экипаж на воде и нуждается в оказании ему немедленной помощи. Шестаков, видя гибель экипажа, сознательно уклонился от спасения его, взял курс на город Мурманск по заливу. Летчики (пять человек), после гибели гидросамолёта держались на воде несколько минут, их заметили с проходившего буксирного парохода № 16, капитан этого парохода Шаболин принял срочные меры по спасению экипажа и оказания ему первой медицинской помощи. Не будь на заливе парохода № 16, весь экипаж мог бы погибнуть, т.к. самый ближний берег от места посадки гидросамолёта находился на расстоянии примерно полутора миль. На судебном следствии Шестаков виновным себя не признал и показал, что он считал поврежденный самолет не советским, а вражеским, поэтому и не принял требуемых мер по спасению экипажа. Однако эти показания Шестакова опровергаются показаниями свидетелей Шаболина, Дубинина и других. Военный трибунал находит, что Шестаков сознательно не принял нужных мер по спасению летчиков, которые находились в тяжелом положении на заливе после гибели гидросамолёта, что состав преступления его (Шестакова) следствием квалифицирован по ст. 16-59-6 УК правильно. Руководствуясь ст.ст . 319, 320 УПК, военный трибунал приговорил: Шестакова Василия Ивановича на основании ст. 16-59-6 УК лишить свободы на пять (5) лет с последующим поражением в избирательных правах на три года, с отбытием наказания в ИТЛ НКВД, с началом срока с 16 июля 1941 года. Конфискации имущества не применять. Меру пресечения Шестакову оставить содержание под стражей в Мурманской тюрьме. Приговор окончательный и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Председательствующий Елфимов. Члены трибунала Просолупов и Калганов. Секретарь Шурухин» [16] . В отчёте о работе военного трибунала Мурманского бассейна за февраль 1943 года указано интересное дело по обвинению экспедитора Торгпорта Зуева по ст. 59-3 «В» ч. 1 УК и контролёра таможни Аникиной по ст. 111 УК. Обстоятельства дела: в январе 1943 года экспедитором 1-го района Торгового порта было обнаружено хищение международной почты, находившейся на складе порта. В связи с этим прокуратурой было возбуждено дело на экспедитора Торгпорта Зуева по ст. 59-3 «В» ч. 1 УК и контролёра таможни по ст. 111 УК. В судебном следствии было установлено, что почта выгружалась при контролёре Аникиной и о выгрузке знал Зуев. По распоряжению контролёра, почта была сложена и находилась под охраной войск НКВД. Таможенное управление, имея коносамент, не поставило своевременно в известность почтамт, чтобы последний получил почту. При указанных обстоятельствах военный трибунал не усмотрел в действиях Аникиной и Зуева состава преступления и оправдал их. Одновременно военный трибунал вынес частное определение о наложении взыскания на начальника 1-го района Торгпорта за плохую постановку охраны грузов как
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz