Ковалев, А. В. Выписки к хронике событий на Мурмане за 1906 - 1920 гг., составлены Я. А. Комшиловым / Ковалев Александр. – Мурманск : [б. и.], 2015. – 67 с. : портр.

военная Кольской Базы. С момента постройки порта в Мурманске, английские военные суда стали заходить и отстаиваться в Мурманске, а часть материальных складов - главным образом стали перебазироваться в Мурманск, поскольку в Александровске «не было площади». Вместе со складами переехал и военный персонал охраны «интендантских складов». Любопытно, что все высказывания англичан сводились к тому, что они «в Мурманске охраняют свое собственное имущество» - как единственная и общепонятная причина пребывания первоначально одних английских вооруженных сил. Хозяйничье англичан на территории Кольского полуострова фактически началось еще в 90-х годах, когда началась эксплуатация лесных массивов севера. Так в Княжей-губе англичанин Карл Стюарт построил лесопильные заводы. Лесопромышленная фирма «Беляевых» в Умбском районе построившая лесозавод, имела управляющим заводом англичанина, прибывшего в Мурманск, а затем в Кандалакшу и Умбу уже в качестве английского посла. Другими словами английские промышленники давным давно нацеливались на богатства Заполярья и были в курсе его перспективного экономического развития. В связи с этим уместно вспомнить старый проект соединения железной дорогой Сорокского порта с Уралом - ныне г. Серовым. Изыскание этой дороги, на участке Котлас - Надеждинск было произведено еще в 1906 году. Да по-видимому и железнодорожная акционерная компания строившая железную дорогу 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz