Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

СТАТЬИ В.К. АЛЫМОВА АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ ничтожна, но порт зарекомендовал себя, он хорошо, быстро справ­ лялся с работой и исполнял эту работу дёшево, чем и приобрёл клиентов. Иностранные купцы узнали дешёвую дорогу в Россию; кораблеводители нашли, что эта дорога безопаснее других. А это уже много. Мурманская же железная дорога сразу ощутила даже и денежные выгоды от импорта и экспорта через Мурманск: хро­ нически дефицитная ранее, к весне этого года она уже вылезла из дефицита. После объединения порта с железной дорогой об убы­ точности той или другого говорить уже не придётся. Ничего непосредственно осязательного не получил только бюд­ жет Мурманской губернии: с проходящих грузов не взимается ника­ кого местного сбора. Но местные власти и деятели, несмотря на это, принимают самое энергичное участие, содействуя скорейшему и бес­ перебойному продвижению грузов через Мурманск. И, надо сказать, если бы ими своевременно не принимались экстренные меры, рабо­ ты, несомненно, не проходили бы так успешно, как они проведены. Но Мурманск имеет и специфическое значение - значение базы для Мурманского рыбного промысла. До сих пор таковой базой являлся Архангельск. Но при базе в Архангельске, вследствие за- мерзаемости Белого моря, сокращается рыбный сезон почти вдвое и удорожается провоз рыбы, т.е. уменьшается количество улова и повышается стоимость продукта, являющегося предметом первой необходимости. Только при базе на Мурмане с центром в Мурман­ ске можно будет серьёзно говорить о постановке крупных рыбных промыслов на Мурмане. В настоящее время Мурманский порт в от­ ношении значения промысловой базы совершенно не оборудован. Кроме всего сказанного, Мурманский порт имеет ещё и коло­ низационное значение: развитие и укрепление Мурманской же­ лезной дороги и осуществление колонизационных её планов в высокой степени зависит от количества грузов, проходящих через Мурманский порт. От этого же зависит и открытие отделений уч­ реждений, ввозящих и вывозящих грузы, а также прилив рабочей силы на заработки, увеличение местных торговых оборотов, об­ щее оживление края. Значение порта как для края, так и для страны вообще может быть огромно. Но чтобы порт хотя бы отчасти мог оправдывать О йЭ® Ч 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz