Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

ВАСИЛИЙ КОНДРАТЬЕВИЧ АЛЫМОВ - СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЭТНОГРАФ, КРАЕВЕД <Г’ вновь. Но где порт должен быть, этого ясно не представляли до самого его возникновения. Именно - до возникновения. Только когда уже был определён конечный путь дороги и когда были про­ изведены предварительные изыскания и построены временные сооружения - пристани для разгрузки построечных и военных материалов, тогда только было сказано, что порту нужно быть тут, где уже выбрано место. Во время империалистической войны через Мурманск ввозился военный груз. По свидетельству очевидцев, в 1917 году на рейде скапливалось до 50 иностранных судов. В 1918 году летом Мурман был занят «союзными» войсками. До 1920 года официально Мур- ман находился под властью северного временного правительства, фактически же хозяйничали англичане. 21 февраля 1920 года ан­ гличане были выбиты с Мурмана, и он воссоединился с остальной Советской Россией. С самого начала открытия через Мурманск сообщения с загра­ ницей начали вырабатывать проекты устройства большого порта. В 1916 году инженером Ляхницким были запроектированы три варианта Мурманского порта: для грузооборота на 45 миллионов пудов, на 90 и на 115 милл. пудов в месяц. В 1920-1921 году от­ делом портостроения проект был переработан: первый вариант оставлен на 45 миллионов пудов, а по второму и третьему гру­ зооборот увеличен до 195 и 310 милл. пудов в месяц. Последний вариант предполагает большие работы по увеличению портовой территории, углублению дна, сооружению 1690 пог. саж. набереж­ ных, береговых укреплений, устройству складов на 5 миллионов пудов зерна, 61.000 кв. саж. для леса и пр. грузов, жилые помеще­ ния, механические оборудования и проч., и проч. Стоимость всех работ была исчислена в 58 милл. руб. золотом по ценам 1915 года, или не свыше 45 милл. довоенных. Это были проекты. В настоящее время порт имеет причаль­ ную линию на 7 причалов для океанских судов, грузоподъёмные краны, склады временного типа (сравнительно небольшой площа­ дью), кроме этого - две пристани: для больших каботажных и для больших промысловых судов. Подъездные пути Мурманской ж.д. ведут непосредственно к стоящим у пристани судам. При неболь-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz