Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

ВАСИЛИЙ КОНДРАТЬЕВИЧ АЛЫМОВ - СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЭТНОГРАФ, КРАЕВЕД НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ У ЛОПАРЕЙ К 15-Й ОКТЯБРЬСКОЙ ГОДОВЩИНЕ В 1932 г. в истории саамского (лопарского) народа, живущего на Кольском полуострове, произошло событие большой важно­ сти - появились первые школьные учителя, вышедшие из его среды. Саамский народ до сих пор не имел своей интеллигенции. Ни педагогов, ни медицинских работников, ни техников не выхо­ дило из среды этого полуоседлого рыболовно-оленеводческого народа. До последнего времени саамский народ был наименее грамот­ ным народом из всех народностей, населяющих Кольский полу­ остров: 6 лет назад, во время переписи, только 16,5% населения (старше 8 лет) были грамотными. У других народов, рядом с ним живущих, - ненцев (самоедов), коми (ижемцев) - грамотность была выше: у первых - вдвое, у вторых - втрое. Школьное дело у этого древнего народа не насчитывает и 50 лет существования. Первая школа возникла в феврале 1888 г. - в Пазрецком погосте (ныне находящемся в Финляндии); вторая - в январе 1889 г. - в Нотозерском; за ними, спустя 10-12 лет, откры­ лись школы в погостах Ловозерском и Кильдинском. Накануне ре­ волюции были школы, кроме этих, в погостах: Сонгельском (ныне в Финляндии) и в Иокангском. Во всех школах обучалось 30-35% детей школьного возраста. С первого взгляда, дело обстояло как будто бы удовлетвори­ тельно. Но если вспомнить, что это были школы церковно-при­ ходские, с поповским «уклоном», то увидим, что внешнее бла­ гополучие не соответствовало внутреннему. Перед нами лежит один из «учебников», по которым обучали лопарей в этих шко­ лах: «Азбука для лопарей, издание православного миссионерско­ го общества 1895 г.». То, что приведём из этого учебника, мо­ жет иллюстрировать всё преподавание в этих школах. На стр. 17 и 18 этого «учебника» предлагалось маленьким лопарским де­ тям выучивать такие названия одежд: «риза, подризник, стихарь, орарь, епитрахиль, митра, камилавка», и т.д. Или названия книг:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz