Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.
СТАТЬИ В.К. АЛЫМОВА АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ ЖИВАЯ ЛОПАРСКАЯ СТАРИНА (ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ ЛОПАРЕЙ] Л опари - народ бесписьменный. Поэтому у них нет своей пи саной истории, нет свода последовательно изложенных исто рических причин и следствий. Но история у них есть, давняя история борьбы с природой и соседями-иноплеменниками, со хранившаяся в виде эпических сказаний, частью запечатлённых в литературе разных времён и разных культурных народов, частью в виде устных преданий. Есть и исторические документы совре менников разных эпох, сохранившиеся в виде описаний лопар ского быта. В первом историческом свидетельстве о лопарях, у римского историка Тацита, в его книге о Германии, написанной 1831 год на зад (в 98 г. х.л.), лопари упоминаются под именем феннов, геллу- зиев и оксионов. О первых он говорит, что живут они в шалашах, ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, одеждой, имеют звериные шкуры; что кочевую жизнь свою они считают большим счастьем, чем жить оседло и трудиться над возделыванием полей, постройкой домов или заниматься торговлей. О геллузиях и окси- онах он говорит, что они, по слухам (в которых он сомневается), имея человеческие лица, имеют туловище и члены звериные. В старых исландских сагах XI-XIII веков и у историка XII-XIII века Саксона Грамматика лопари, под именем финнов, представля ются охотничьим народом, меткими стрелками из лука, быстрыми лыжебежцами, искусными чародеями. Чародейством они боролись с врагами. А совершалось ими чародейство посредством пения. Саксон Грамматик об этом говорит так: когда неприятель начина ет их одолевать, они прибегают к своему искусству: сразу изменя ется ясное небо, портится погода, надвигаются тучи, льёт дождь. И в ныне сохранившихся у лопарей исторических воспоми наниях чародейство часто имеет значение, как одно из сильных средств борьбы с сильнейшим врагом. У разрозненно жившего, ма лочисленного, не имевшего ни воинского вооружения, ни военной организации народа в его эпосе борьбы с врагами чародейство как O ^ s C s b s 153'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz