Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

ВАСИЛИЙ КОНДРАТЬЕВИЧ АЛЫМОВ - СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЭТНОГРАФ, КРАЕВЕД щий лов рыбы, общая трапеза после улова. В них видно и бывшее неравенство между мужчиной и женщиной, основанное на раз­ делении труда в промысле (легенда о Чадць-Илле, о Калесе). В них находится и источник рассказов о гномах (Чахкли). Находим и магическое значение топора - одного из главнейших орудий в быту лесного жителя, орудия, которое и сейчас кладут в могилу лопаря при погребении. Есть и указание на когда-то бывшее по­ клонение деревьям. В короткой статье многого не скажешь, а сказать есть что. В следующий раз приведём несколько исторических сказаний - у лопарей тоже была своя история, да забыли они её. Но поэтически оформленные лоскутки её всё же уцелели. Их мы и продемонстри­ руем в следующий раз. В заключение же повторим, что ныне, с наступлением социа­ листической культуры на тундры и леса Лапландии, верования и мифы превращаются в сказки для детей, старина модернизируется. Историческая неизбежность делает воззрения лопарей на природу рационалистическими. Когда нужна помощь его оленеводству, он обращается уже не к сейду, а к ветеринару и в кредитку, а в случае каких-либо обид или утеснений с чьей-либо стороны - в совет, в свой туземный лопарский или сельский совет. Пятилетним планом намечается провести всеобщее обучение у лопарей. Тогда лопари целиком приобщатся к советской культуре, и все сказания их, как и быть должно, превратятся с сказки для де­ тей и в поэтические предания - элементы былого эпоса. И вот, по мере сил помогая внедрению культуры в Лапландию, мы, чтобы не дать исчезнуть чудесным поэтическим сказаниям древнейшего народа Европы, пытаемся запечатлеть их на бумаге - ведь некото­ рые из них могут явиться ключом к пониманию «доисторической истории» северного человека. В. Алымов.23 23 Алымов В.К. «Карело-Мурманский край», N° 8-9, 1929, «Живая лопарская древность», с. 23-26.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz