Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

ВАСИЛИЙ КОНДРАТЬЕВИЧ АЛЫМОВ - СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЭТНОГРАФ, КРАЕВЕД Ч Г ---------------------------------------------------------------- Сейд-Кетьке так, как будто бы это был целый олень. Это была жертва сейду. Шкуру оленя также оставляли сейду. Перед тем как резать оленя, молились у сейда («по-православ­ ному»). Перед началом семужьего промысла весной все иоканчане мо­ лились реке Иоканге о даровании хорошего промысла. После мо­ литвы заборщик черпал из Иоканги чашкой воду и пил, после этого пило воду из реки Иоканги всё общество. Из первой попажи брал две рыбины - сёмги. Первая делилась между всеми и съедалась, вторая приносилась в жертву сейду - клалась в целом виде у камня. В Сейд-Кетьке, говорят лопари, жил мужчина. Мужчину этого люди иногда встречали в тундре и в лесу; спрашивали его о судьбе и о том, что делается на свете. Он всё знал и отвечал. (Записано со слов Матрехина, который вёз из Иокангского в Каменский пог. 29/XII-1928 г.) и со слов секр. Иокангского совета Матрехина). 3. Чельм-Ристым-Кетьке «Молельный камень» Чельм-Ристым-Кетьке, с ровной, «как стол» вершиной, находится на правом берегу реки Каменки, у Лет­ него Лумбовского. Ранее у этого камня молились, зажигали свечу, приносили жертвы: деньги и «всё». (Со слов возницы Матрехина). 4. Таппе К востоку от Сосновского погоста, на берегу Белого моря, есть семужья тоня Красные Щолки. Там имеется «Таппе» - гурий (сло­ женная неправильным конусом куча камней). Под этим гурьем имеется клад золота в 12 человеческих нош. Золото это взято с раз­ битого бурей корабля. Клад можно добыть, если разобрать гурий и потом сложить его так, как он есть сейчас, т.е. каждый камень положить на прежнее его место. В Иванову ночь внутри гурья виден огонь, как будто горит све­ ча. Последний раз огонь видели лет 20 назад. (П. Телышев и Кой- вин. Этот гурий я видел издалека 18/XII-1928 г. По-моему - это древний опознавательный знак, имеющий значение маяка для мо­ реходов. В.А.). 5. О двух колдунах Охотились два колдуна в Хибинских горах. Нужно им было после охоты возвращаться на Чухькь-сулло (Екостров). Один ска- 14ѵ^2к>о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz