Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

СТАТЬИ В.К. АЛЫМОВА АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ чали их». После удачной охоты приносили сейду в жертву рога диких оленей вместе с чашей (частью черепа), приносили также цветные кисти от одежды, головных уборов или сбруи и бисер. Некоторые лопари говорили, что они видали калеся: одежда на нём вся сделана из чистых чёрных долгошёрстных неблюев. Сейдушко-калесь - добрый. Дяде Киприяну Данилову (ныне 70-летнему старцу) он указал дикого оленя. Дикий олень подошёл к дяде Киприяну так близко - «хоть руками бери». Киприян убил оленя, а рога принёс сейдушке в жертву. Иногда сейдушко гневается. Дядя сосновского лопаря Петра Телышева вздумал смерить глубину Акки-явиря около сейда, но не достал до дна. Когда же вернулся домой и заснул, то старик (калесь) явился ему во сне с палкой, чтобы наказать его. Телышев больше не ходил беспокоить сейда и своим племянникам заказал. Егор Егорович Друженьков когда-то был богатым лопарем в погосте. Это сейдушко ему помог разбогатеть. Явился он Егору во сне, взял чивастегу (аркан для ловли ручных оленей) и, набро­ сив её на плывущий по морю корабль, сказал Егору: «Иди к морю, будет там тебе и твоим детям». Егор пошёл на Бабий Нос и нашёл там разбитый корабль. С этого он разбогател. Перед войной с англичанами (1854 г.) сейдушко стрелял из пушки - лопари слышали выстрелы. После этого через 2 месяца началась война. Савелий Петрович Матрехин, сосновский лопарь, слышал у сейда три выстрела перед последней войной. Слышали лопари вблизи сейда и звон колоколов. На вершине горы «Сейд-Калесь» раньше было много жертвен­ ных оленьих рогов. Теперь ижемцы всё разорили, растащили хоро­ шие рога себе на поделки для сбруи да на ручки для ножей. (Рас­ сказали сосновские лопари Койвин и П. Телышев 17-18/XII-1928 г.). 2. Сейд-Кетьке на Иоканге У реки Иоканги, в одной версте от погоста, в месте, называе­ мом Лыхтэ-пайк, имеется Сейд-Кетьке (Сейд-камень). Этому сей­ ду иоканчане приносили жертвы. Выбирали лучшего неезженого целоухого «обетного» оленя, резали его так, чтоб кости остались целыми. Варили его в котле и ели всем обществом, костей не дро­ били. После трапезы собирали все кости оленя и складывали у O ^ s C s b s 145'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz