Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

ВАСИЛИЙ КОНДРАТЬЕВИЧ АЛЫМОВ - СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЭТНОГРАФ, КРАЕВЕД Ч Г ---------------------------------------------------------------- успеху и стараются поэтому умилостивить этих духов. Эти духи по вере первобытного человека часто обитают в скалах или осо­ бой формы камнях. Так, лесные племена Пальнийских гор ставят в лесу под деревьями своеобразной формы камни... которым они приносят жертву для обеспечения успеха на охоте». Чтобы дать представление о лопарских сейдах, я приведу здесь несколько из записанных мною сказаний о них. Приведу также некоторые лопарские сказания и не относящиеся к сейдам, но для изучения лопарской культуры имеющие значение. Все записи сделаны мной на русском языке со слов лопарей, которые хорошо знают русский разговорный язык и которых я знаю. Я не старался записывать слово в слово, так как это и не имело смысла: один и тот же рассказчик через час то же самое может рассказать, заменяя одни слова другими. Я умышленно не разукрашивал слышанное никакими искусственными литературными цветами, чтобы не за­ глушить ими аромата первобытной простоты сказаний. Простей­ шее я старался запечатлеть в простейшем виде. Легенды, пере­ данные мне как рассказ о действительных событиях, с указанием определённых мест, времени и лиц, мной передаются так, как они были рассказаны. Вот некоторые из этих сказаний: 1. «Сейд-Калесь» на Акки-явирь На берегу Акки-явирь (Бабьего озера), у истока реки Бабьей, на правом её берегу возвышается гора «Сейд-Калесь». Называется она так потому, что в ней обитает «сейдушко» - старик (калесь). На горе ещё в очень недавние времена приносились сейду жертвы и происходили моленья. Моленья, может быть, и теперь бывают. Мо­ лились сейду обычно «по-православному», так же, как молились дома или в церкви. Моленье совершалось перед охотой на диких оленей, в молитве обещалась жертва. Молились только мужчины, так как женщины на охоту не ходят. Перед выпуском ручных оле­ ней на лето просили сейда, чтобы олени вернулись невредимыми и с приплодом. Перед отправлением к сейду с молитвой лопари умывались, чтобы предстать пред ним чистыми. После молитвы пред сейдом о даровании хорошей охоты на диких оленей лопари «сразу встре- 14vČ2k>o

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz