Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

СТАТЬИ В.К. АЛЫМОВА АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ сейдов связывает с культом предков. Сами лопари с трудом объяс­ няют, что такое сейд - «Сейд, Сейдушко, «он», тот, который живёт в скале, в камне, помогает лопарям в рыбном промысле, на охоте, в оленеводстве». Под влиянием христианских проповедей неко­ торые лопари стали называть сейда - чортом (церт, цырт), иногда смягчая это слово в «чортушко». Прав и Шеффер, называющий сейдов богами, имеет свои осно­ вания и мнение Харузина, и объяснения самих лопарей тоже дают некоторый ответ. Но более определённый и более широкий ответ на этот вопрос дают те сохранившиеся у лопарей сказания, кото­ рые связаны с сейдами, несмотря на обрывочность этих сказаний. Уцелели указания на былые культы и в легендах о маленьких добрых людях, живущих под землёй, название которых нотозер- скими лопарями произносится в виде одного слова: чахкли (оди­ наково для единственного и множественного числа), слова, по-ви­ димому, составного. В названии радуги «тирмес юкс» (тармас юкс, тярмес юкс) скрывается также воспоминание о былом культе, об исчезнувшем несколько столетий назад из лопарского пантеона боге-громоверж- це Тьермесе, однородном со скандинавским Тором, славянским Перуном, индийским Индрой. Тирмес юкс - это «лук Тьермеса». Радуга у лопарей связывается с громом, она, по их замечаниям, бывает или перед громом, или после него. Гром же называется так, как назывался бог-громовержец: тирмес. Культ сейдов - это остаток глубочайшей древности. Мне дума­ ется, что этот культ когда-то имел распространение среди многих племён, занимавшихся охотой (во всех её видах, включая и рыбо­ ловство), и являлся он известной стадией в развитии религиозных представлений, стадией, свойственной охотничьему быту. Чрезвы­ чайно интересно отметить, что нечто подобное лопарским сейдам имеется в далёкой Индии. Путешественник по Индии, пробывший там около 10 лет и изучивший быт различных тамошних туземных племён А.М. Мерварт, говоря о мифологии и обрядах населения Индии, приводит следующие любопытные сведения: «Большое значение для жизни лесных племён имеет успех на охоте. Многие племена думают, что духи мёртвых могут способствовать такому O ^ s C s b s 143'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz