Ковалев, А. В. Василий Кондратьевич Алымов - следователь по важнейшим делам Особой сессии по уголовным делам Мурманской губернии, этнограф, краевед / Ковалев Александр. - Мурманск : [б. и.], 2018. - 214 с. : портр.

СТАТЬИ В.К. АЛЫМОВА АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВ НАДМОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПОМОРСКИХ РЫБАКОВ. ИЗ ИСТОРИИ СЕВЕРО-ПОМОРСКОЙ КУЛЬТУРЫ И сследователь быта беломорско-мурманского промыслового на­ селения, интересующийся всеми сторонами этого быта, блу­ ждая по местам погребения, не может не обратить внимания на своеобразную форму «крестов», поставленных над могилами отошедших в вечность представителей этого населения. Помор­ ское население - русское, предки его в давние времена поселились на берегах Белого моря, по религии - христиане, значительное число из них были представителями «древлего благочестия», но надмогильные знаки их - это не христианские кресты, это что-то другое, существующее на Севере со времён более далёких, чем времена первоначального появления русских в этих местах. Эти знаки, вероятнее всего, - остатки былой культуры древнего по­ морского населения. Внимательно всматриваясь в формы этих знаков, замечаешь, что они являются изображением древних промысловых орудий: гарпунов, «кутил», стрел, дротиков, копий, т.е. тех орудий, которые употреблялись в охотничьем, зверобойном и рыбном промыслах. Эти надмогильные знаки русского беломорско-мурманского ры­ бацкого населения, надо полагать, заимствованы им от того древ­ него населения, которое встретило оно во время прихода своего сюда (к берегам Белого моря). Знаки эти, водружаемые над могилами, в древности, вероятно, указывали на занятие, которым занимался погребённый при жиз­ ни: например, изображение гарпуна говорило, что умерший - мор­ ской зверобой или рыбак, наконечник стрелы указывал на занятие охотой. Впоследствии эти знаки превратились в символы, но неда­ леко уклонились от своего первоначального реального значения. Русское население, пришедшее сюда, бывшее христианским, заим­ ствовав эти надмогильные знаки у древнего местного населения, с течением времени постепенно «христианизировало» их. Хри­ стианизация происходила так: в деревянный знак древней формы врезался крест или иконка, иногда же просто привязывалась икон- O^sCsbs131

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz