Ковалев, А. В. Краткая история образования и развития Кандалакшской таможенной заставы (1916-1926 гг.) и Кандалакшской таможни (1992-2001 гг.) / А. В. Ковалев. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2021. – 174 с. : цв. ил.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАНДАЛАКШСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗАСТАВЫ 11916-1926 гг.) И КАНДАЛАКШСКОЙ ТАМОЖНИ 11992-2001 гг.) уменьшался практически с момента его открытия в 1993 году. Весьма выгодное расположение таможенного поста, открытого первоначально по временной схеме для обеспечения строитель­ ства военного городка в Алакуртти, определило его дальнейшую судьбу. Очевидность преимущества «Саллы» не заметить было трудно: это и сокращение пробега на 400 км от финских северных губерний до городов юга Мурманской области, и, как следствие, уменьшение доли и влияния транспортных расходов на стои­ мость товаров, это и новые рабочие места на предприятиях, ко­ торые будут созданы в рамках инфраструктуры МАПП «Салла» и вне ее, это и мощный импульс для развития туризма. Кстати, многие проекты, разрабатываемые совместно с финскими пред­ принимателями, в частности туристический маршрут «Баренцев путь», для своей реализации должны были дожидаться надлежа­ щего обустройства пункта пропуска «Салла». Режим пересечения границы исключительно при наличии разрешений, выдаваемых Арктическим региональным управлением ФПС России, не давал возможности развернуть проекты в полную силу. Но, несмотря на все перечисленные положительные моменты, пришлось изрядно потрудиться, чтобы довести дело до конца. Дело в том, что в июле 1996 года в заявке на финансирование строитель­ ства пунктов пропуска, поданной в ТАСИС, помимо «Саллы», был указан и п/п «Светогорск» (регион деятельности Выборгской та­ можни). Мощный поток грузов, следующий через этот автопереход и многократно превышающий его пропускные способности, гово­ рил громкое «за» при определении приоритетности. Здесь необходимо отдать должное и администрации Мурман­ ской области, и финской стороне, стабильно и активно поддержи­ вающей проект МАПП «Салла», которые прошли все подготови­ тельные этапы и в результате добились успеха. Достаточно только указать на часть проблем, которые были решены в процессе всех переговоров: среди них - сокращение стоимости всего комплекса МАПП почти на 2 млн. евро, постоянное изменение сроков реа­ 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz