Ковалев, А. В. Краткая история образования и развития Кандалакшской таможенной заставы (1916-1926 гг.) и Кандалакшской таможни (1992-2001 гг.) / А. В. Ковалев. – Красноярск : Научно-инновационный центр, 2021. – 174 с. : цв. ил.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАНДАЛАКШСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗАСТАВЫ (1916-1926 гг.) И КАНДАЛАКШСКОЙ ТАМОЖНИ (1992-2001 гг.) страции для нее было бы затруднительно оказать какое-либо со­ действие таможенному ведомству в деле обеспечения помещени­ ями Кандалакшской заставы. Таким образом, в вопросе о возведении построек для назван­ ной заставы по-видимому придется считаться с необходимостью в возведении в Кандалакше собственным распоряжением тамо­ женного учреждения. Место же, более или менее подходящее для возведения построек представляется возможным наметить по бе­ реговой линии не в далеком расстоянии от ныне существующей железнодорожной пристани. Ко всему изложенному выше имею честь присовокупить, что в Кандалакшской заставе при моих посещениях никакой деятель­ ности по пропуску иностранных грузов не было, что же касает­ ся Кемской заставы, то к этой заставе прибыли и разгружались там три парохода с привезенным из Англии углем для Морского министерства, а также пароход «Сорока» с железнодорожными грузами из Вардё и порта Семеново» [17]. Таким образом, на 16 августа 1916 года город Мурманск назывался порт Семеново. Одним из основных видов деятельности таможни является оформление и пропуск грузов, поступающих из-за границы и от­ правляемых за границу. Но на тот период таможня проверяла не только такие грузы. Так, в 1916 году грузооборот по Кандалакш­ скому порту составил около 3 ООООООпудов, причем груз, главным образом, предназначался для постройки Мурманской железной до­ роги, также прибыл товар и для местного населения - около 25 ООО пудов и была вывезена в Архангельск рыба - сельдь до 20 ООО пудов. Движение судов было исключительно каботажное. Все за­ граничные грузы для Мурманской железной дороги прибывали в Кандалакшу через Архангельск, где проходили досмотр. В Канда­ лакше же производилась их проверка по грузовым ведомостям. Не­ посредственно из-за границы грузов не прибывало, за исключени­ ем небольшого количества продуктов, поступивших в адрес одного из американских инженеров, досмотренных в Кандалакше [18]. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz